Новая роль учителя в онлайне: как обучать молодёжь в цифровом мире

9 Ноября 2021

Конференция о работе с молодыми людьми в цифровом пространстве прошла в Томском государствнном университете в сотрудничестве с Гёте-институтом. На мероприятии выступили эксперты в области цифровых коммуникаций и образования из Германии и России. Рассказываем подробнее о самом интересном.

В настоящее время именно цифровое пространство и онлайн-каналы коммуникации в основном определяют потребление информации, ценности, поведение и общение детей и молодежи. Сотрудники ТГУ — заместитель директора Института образования ТГУ Сергей Степанов и магистранка философского факультета ТГУ Ульяна Матюшенко — рассказали о новой роли преподавателя в цифровом образовании, а специалисты из Германии — о своих проектах и формах развития медиаграмотности. 

Новая роль учителя — не учить, а сопровождать в знание

Сергей Степанов исследует цифровую дидактику — отрасль педагогики, которая изучает, как правильно организовать образовательный процесс в условиях цифровизации общества. Как отмечает Степанов, в этих условиях усиливается необходимость получить важный навык —селф-скиллз (навыки самоорганизации).

Если раньше эксперты говорили о важности хард- и софт-скиллов (профессиональных и гибких навыков), то теперь важны селф-скиллы. Это навык самостоятельности — и он о том, насколько хорошо человек понимает себя и управляет собой, — объясняет Сергей Степанов. — От педагога это требует отдельного внимания, а от ученика — отдельных ресурсов, но в эпоху цифрового образования способность самостоятельно получать знания и ориентироваться в них становится критически важной.

Онлайн-платформ для образования становится всё больше, множество качественных дисциплин цифровизуются: курсы американских университетов можно спокойно изучать, живя в России, и наоборот. Роль учителя как исключительного транслятора знаний нивелируется, подчеркивает Степанов.

На таком количестве платформ красиво — с глубиной, подсветкой схем и с диктором — знания передаются на гораздо более глубоком уровне, чем на занятиях у обычного педагога. Цифровая платформа перехватила функцию, которая раньше была жизнеобеспечивающей, — добавляет Степанов.

Тогда что делать учителю? Человеческое в человеке остается за учителем. Можно передавать информацию через какие угодно тренажёры, но но если некому провести учеников в этот мир, некому их заинтересовать, то никакой тренажер работать не будет, считает Сергей Степанов. Новая роль учителя — крайне важна.

Для хорошей работы мышления бесполезно запугивать ученика, нужно сопровождать его и быть для него партнёром и тьютором, — резюмирует он.

Медиаобразование в Германии: как правильно работать с технологиями

Немецкие специалисты из фонда «Цифровые возможности» и центра «Хорошее взросление с медиа» рассказали о своих кейсах по развитию медиаграмотности и работе с цифровыми технологиями среди подростков.

Работа с цифровыми технологиями помогает преодолеть формальные барьеры в образовании. Молодёжи часто трудно даются классические форматы образования: им сложно сконцентрироваться, слушать и усваивать информацию. Нужны другие подходы, чтобы осваивать мир и отвечать на вопросы. Это равенство шансов для всех детей в будущем, и это открывает новые перспективы для их идей, — говорит представительница фонда Сандра Либендер.

molodezh-v-tsifrovom-prostranstve-16.10-_66_.jpg

Её коллега Лаура Хенш поделилась, как их фонд вовлекает детей в цифровые технологии. На занятиях ребята создают музыку с помощью обычных предметов, используют цифровую реальность и разные приложения с AR, конструируют самодельные гаджеты и электрические цепи.

Детям предоставляется оборудование, чтобы они совместно что-то придумали, сделали какой-то проект в ходе семинаров, например, работали со звуком или программировали, использовали AR, — пояснила Лаура Хенш.

Сабрина Кёнке из проекта «Гармоничное взросление с медиа» занимается развитием медиаграмотности среди детей и подростков. Проект информирует, обучает тому, как правильно работать с технологиями, медиа, СМИ и другими сферами, которые касаются интернета.

У нас работают 26 локальных сетей в Германии: мы предлагаем дни медиаобразования, творческие медиапроекты, информацию о том как пользоваться СМИ, защищать свои данные в интернете, — рассказала Кёнке. 

Как не потерять контакт с учениками на онлайн-занятиях

Этика в традиционном образовании предполагает, что преподаватель находится как бы сверху, задаёт ученику вопросы, определяет систему его оценивания, оперативно замечает эмоциональное состояние учеников в группе. В этом — гибкость учителя, объясняет магистрантка ФсФ ТГУ Ульяна Матюшенко. Ученик в традиционном образовании находится в подчиненном положении, но в дистанционном формате его позиция меняется — в онлайне он может уклониться от ответа учителя и коротко ответить в чат, а может просто подключиться к занятию и присутствовать на нём только формально. Кроме того, динамичность онлайн-занятия сильно меняется. Во время дистанционного контакта учителю непонятно, в каком эмоциональном состоянии находятся ученики. Всё это сдвигает традиционные положения преподавателя и ученика и ставит их на более равные позиции.

Этика дистанционного образования предполагает отношения партнёрства и наставничества. Когда учитель не видит перед собой класса, нужна принципиальная смена формата. Нужно уметь договариваться и работать командой. Роль учителя здесь — партнёр, — говорит Матюшенко.

Согласно опросу Светланы Логиновой из РГППУ, ученикам также важен контакт с преподавателем — им очень нужна его поддержка для погружения в знание. И только после этого ученика интересует дружба с одноклассниками, качественный ремонт аудиторий и современное оборудование.

Однако держать контакт при онлайн-образовании преподавателю всегда сложнее: через вебкамеры трудно уловить настроение учеников, степень их понимания темы и другие аспекты. 

Чтобы лучше имитировать живое общение, Ульяна Матюшенко предлагает:

  • Использовать разные инструменты, которые помогут ученикам лучше общаться с преподавателями. Вроде Kahoot — это игровая обучающая платформа, позволяющая в начале занятия предложить ученикам отметить их самочувствие и в зависимости от ответов менять курс занятия. Также в платформу встроены игры, возможность соревноваться и получать баллы за работу. Ещё одна удобная платформа для занятий — Mentimeter. Он также позволяет несколько раз на одно занятие провести опрос среди учеников: узнать, что они думают о той или иной проблеме или насколько хорошо они понимают материал занятия.

  • Желательно включать камеру всем участникам занятия и использовать микрофон чаще, чем чат.

  • Стимулировать инициативу учеников. Можно использовать платформу Class Dojo, которая позволяет отправлять ученику личную награду — значок, который отображается на общей виртуальной доске.