VI конференция РАИВО

23 Октября 2015

15 октября состоялась панельная дискуссия «Подходы к совершенствованию системы управления университетом через развитие компетенций университетских руководителей – опыт университетов - участников Проекта 5-100». Встреча прошла по инициативе Проектного офиса 5-100 и стала частью программы предварительного дня VI международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы».

Участники дискуссии под председательством Михаила Антонова (директора Проектного офиса), Ларисы Тарадиной (руководителя направления международных программ университетского лидерства Проектного офиса) и Дениса Конанчука (руководителя Центра образовательных разработок СКОЛКОВО) обсуждали управленческие трансформации в ведущих российских вузах.

Михаил Антонов выделил некоторые составляющие данного процесса. Во-первых, отметил спикер, в вузах – участниках Проекта 5-100 происходит оптимизация нового управленческого контура, который включает в себя как наблюдательные, так и международные академические советы. Во-вторых, к основным функциональным областям вузов – науке, образованию, взаимодействию с промышленностью, добавился новый аспект – интернационализация. Участие в Проекте 5-100, отметил выступавший, также повлияло на изменения в таких управленческих блоках университетов, как кадровая и международная службы.

О трансформации кадровой политики на примере Высшей школы экономики рассказала Ирина Карелина, директор программы развития НИУ ВШЭ. По словам спикера, глобальная конкурентоспособность подразумевает, что у университета нет границ в науке, образовании и обмене информацией. Такая университетская среда способна привлечь сильные кадры извне, что способствует серьезной конкуренции на замещение профессорско-преподавательских должностей в НИУ ВШЭ – от 7 до 20 человек на место, причем в конкурсе готовы участвовать и проживающие за рубежом бывшие соотечественники.

Кейс вуза, который прошел путь от закрытого для иностранцев института в советское время до университета, успешно реализующего стратегию интернационализации, представил ректор ИТМО Владимир Васильев. «Нужна была колоссальная трансформация», - заметил ректор. Стало понятно, что усилий своих управленцев будет недостаточно. Господин Васильев подчеркнул, что вся команда, которая сейчас занимается вопросами интернационализации, привлечена извне.

Опытом подготовки качественных менеджеров в стенах вуза поделился Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России, заведующий кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования ТПУ, в течение 18 лет возглавлявший университет. Он стал инициатором запуска в 2007 году программы MBA «Менеджмент в научно-образовательной сфере», в рамках которой было подготовлено около 70 специалистов. Среди ключевых качеств вузовского управленца господин Похолков назвал способность ставить стратегические цели и формировать концепцию развития университета с учетом изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Для университетского менеджера важной компетенцией является лидерство, уверен Кирилл Зиньковский, академический руководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ. По его словам, данная программа представляет собой экспериментальную лабораторию, которая объединяет неоднородную, но крайне мотивированную группу обучающихся.

Алексей Клюев (главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ» и директор Института государственного управления и предпринимательства УрФУ) в своем выступлении сделал акцент на технологиях управления многокампусными объектами и посетовал на бюрократизацию, которая в нашей стране традиционно сопровождает вузы со значительно удаленными друг от друга элементами инфраструктуры. Проректор по учебной работе ТГУ Виктор Демин рассказал об усилиях по подготовке управленческих кадров: стратегических сессиях, где участвуют сотни представителей вуза, а также Школе лидерства. Он отметил, что в рамках «дорожной карты» в ТГУ реализуется порядка 150 различных проектов, в которых задействованы более 1000 человек, которые таким образом чувствуют свою причастность к управлению университетом.

Подводя итог дискуссии, Лариса Тарадина напомнила, что большинство стран либо довольствуются приглашением зарубежных экспертных команд, либо самостоятельно организуют разовые программы, либо вообще не уделяют внимания этому вопросу. Она надеется, что Проект 5-100 будет способствовать формированию в России некоего «коллективного разума» - сообщества руководителей университетов, которые будут формулировать общий запрос и повестку для подготовки и переподготовки профессиональных администраторов и управленцев. Системный подход к подготовке АУП позволит университетам более эффективно действовать в рамках Проекта 5-100.