«5–100» в НГУ

22 Декабря 2015

В НГУ подвели промежуточные итоги программы повышения конкурентоспособности университетаВажнейшим результатом программы стала интернационализация образовательной и научной деятельности в университете.

Программа повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов (Проект 5–100) позволила вывести развитие НГУ на новый уровень. С начала активной реализации Проекта в 2014 году созданы десятки новых лабораторий, заработали англоязычные программы для иностранных студентов, существенно возросла академическая мобильность и публикационная активность сотрудников. В следующем году в рамках программы в вузе планируется создать Технологический центр, расширить англоязычные курсы, а также в разы увеличить поддержку гуманитарных исследований.

– Участие Новосибирского государственного университета в Проекте 5–100 – это мощный толчок для развития не только университета, но и всего региона в целом, новосибирского Академгородка. Впервые за долгие годы, университет получает столь масштабную финансовую поддержку, которая позволяет модернизировать и научную, и образовательную составляющие. Результаты этих вложений заметны уже сегодня, но наибольший эффект, конечно, будет виден через несколько лет. Безусловно, Проект 5–100 укрепляет статус Новосибирска как крупнейшего в России научно-образовательного центра, – отмечает ректор НГУ Михаил Федорук.

От Квантового центра до 3D-археологии

Проект 5–100 позволил университету развернуть поддержку перспективных научно-исследовательских направлений. За последние два года благодаря программе в НГУ появилось 70 новых лабораторий, ряд из них с участием ведущих иностранных ученых. При этом потенциал созданных научных коллективов активно используется в образовательном процессе для подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов.

В частности, в НГУ создано 40 совместных лабораторий с институтами СО РАН. Они стали интеграционными площадками, объединяющими ученых из разных научных организаций для реализации междисциплинарных проектов на базе университета.

С целью усилить интеграцию НГУ в мировую научную среду организовано 6 «зеркальных» лабораторий в области математики, компьютерной биологии и археологии с участием ведущих зарубежных специалистов. Эти лаборатории позволили начать развивать на базе университета научные тематики, недостаточно представленные в НГУ и в институтах Новосибирского научного центра.

Проект 5–100 позволил запустить работу и по флагманским проектам в области физики и биологии, развернуть поддержку участия ученых в международных коллаборациях по физике элементарных частиц и биологии.

Созданы четыре междисциплинарных исследовательских центра в области перспективных научных направлений: Центр физики элементарных частиц и астрофизики, Квантовый центр, Центр прикладного анализа поведения, а также Центр перспективных биомедицинских исследований.

– Междисциплинарные центры – это новое направление деятельности, которое опирается на положительный опыт интеграционных проектов СО РАН, но теперь более важной становится образовательная деятельность, такие центры должны не только развивать новые научные направления, но и создавать современные образовательные программы и готовить студентов, используя опыт большого коллектива исследователей, российских и зарубежных. Это соответствует современным тенденциям в европейском высшем образовании, где создаются аналогичные сетевые структуры, – говорит сотрудник Квантового центра НГУ и Института физики полупроводников СО РАН, кандидат физико-математических наук, доцент Илья Бетеров.

В результате начатой программы стимулирования публикационной активности сотрудников университета, количество научных публикаций с аффилиацией НГУ в рейтинговых научных журналах увеличилось с 2013 года в два раза. По этому показателю НГУ опережает все другие университеты-участники программы и занимает 3 место в РФ, при этом наблюдается прямая зависимость между ростом числа научных публикаций НГУ и Новосибирска в целом.

– Сегодня с участием сотрудников Университета выходит более половины публикаций новосибирских ученых в международных научных журналах, и это один из важнейших результатов Проекта 5–100, – объясняет Илья Бетеров. – Университет поддерживает наиболее активные научные группы Академгородка и вовлекает их в преподавательскую работу со студентами через новые образовательные проекты и руководство дипломной практикой в актуальных научных направлениях. Кроме того, университет в рамках программы 5–100 ориентирует новосибирских ученых добиваться большей международной известности своих научных результатов, расширять международные связи, публиковать свои результаты в наиболее престижных научных журналах, приглашать иностранных коллег в Новосибирск. Многие международные научные мероприятия в Новосибирске – конференции, семинары, школы – тоже проводятся при поддержке НГУ. На мой взгляд, университет сейчас играет очень большую роль в поддержании мирового уровня науки в Новосибирске.

И целого мира мало

За последние два года в НГУ выросло количество иностранных преподавателей, приехавших из стран дальнего зарубежья. Благодаря специальной программе визитов, запущенной в вузе в рамках Проекта 5–100, студентам стали доступны лекции десятков профессоров из ведущих вузов мира. Сегодня в Новосибирском госуниверситете преподает порядка 50 человек из разных стран. Это ученые из Австрии, Албании, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, Нидерландов, Турции, Франции, Японии, США и т.д.

Большим достижением Проекта 5–100 стало увеличение академической мобильности, на которое нацелено несколько мероприятий Программы: поддержка поездок сотрудников для представления научных результатов на научных конференциях и семинарах в России и за рубежом, специальная программа для молодых преподавателей, поддержка стажировок. По итогам 2015 года количество научных командировок увеличилось в сравнении с прошлым годом более чем в два раза – до 250.

– Благодаря тревел-гранту по Проекту 5–100 мне удалось апробировать результаты своих исследований по карбонатитовым комплексам Сибири на международной геологической арене, сравнить результаты с другими современными карбонатитовыми объектами в мире, получить конструктивную критику и рекомендации для дальнейших исследований от специалистов международного уровня, в том числе рекомендации для публикации результатов в высокорейтинговых журналах, – рассказывает преподаватель курса «Минералогия» ГГФ НГУИлья Прокопьев.

Кроме того, как отмечает молодой ученый, участие в конференции и научных семинарах повлияло и на качество образовательного процесса, позволив ему повысить уровень представляемой информации при проведении занятий для студентов геолого-геофизического факультета НГУ.

– Программа академической мобильности показала себя исключительно успешной. Такие виды научной активности позволяют активизировать международные научные контакты и обмен опытом, поэтому в следующем году мы рассчитываем расширить это направление, включив в него не только поездки на конференции, но и стажировки для молодых сотрудников за рубежом на срок от месяца, – отмечает проректор по программам развития НГУ Алексей Окунев.

Образование для всех континентов

В университете развернута работа по привлечению иностранных студентов. В настоящее время их количество уже превысило тысячу человек, что составляет 14 % от всех студентов вуза. В НГУ учатся студенты из таких стран ближнего и дальнего зарубежья, как Латвия, Литва, Молдавия, Австрия, Великобритания, Индия, Ирак, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Польша, Республика Корея, Китай, США, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония и др.

В рамках Программы 5–100 запущены англоязычные программы образования, где могут пройти обучение как российские, так и зарубежные студенты. В настоящее время три таких программы действуют на экономическом факультете, четыре на механико-математическом, открыт специалитет на медицинском факультете и англоязычная аспирантура на физическом факультете. В стадии разработки находятся еще несколько англоязычных программ, которые начнут работать с 2016 года. Также в рамках Проекта 5–100 создана структура для адаптации иностранных студентов, призванная облегчить их социализацию в новой среде.

– Я очень интересовалась русским языком. Когда смотрела рейтинги российских вузов, узнала, что НГУ – один из самых престижных и сильных университетов России, – рассказывает и делится своими впечатлениями студентка магистратуры ЭФ НГУ из Пуэрто-Рико Alexandra Febles. – Бакалавра экономики я получила в своей стране. Здесь все для меня ново и необычно. И мне это нравится, удивляет большое количество иностранцев и леса, у нас все более камерно.

Еще одно направление интернационализации образовательного процесса – стажировки иностранных студентов в лучших лабораториях Академгородка. В этом году стажировки в лабораториях НГУ прошли около двух десятков студентов из высших политехнических школ Франции: École internationale des sciences du traitement de l’information (EISTI) и ParisTech.

Ряд французских студентов работали под руководством заместителя декана по научной работе ФИТ, технического руководителя NVidia Ltd. (Россия) Алексея Романенко.

– Работа велась над двумя проектами, – говорит он. – В прошлом году студентка из Франции выполнила математические исследования, позволяющие решить определенный круг задач, связанных с фильтрацией приливных волн для получения «чистой» волны цунами. В этом году стажеры переводили программу с языка MathCAD на C/С++, чтобы получить более высокую производительность программы и «отделить» ее от пакета MathCAD. Другой проект был посвящен проверке корректности работы алгоритма восстановления формы смещения полной поверхности в зоне источника цунами по записям, полученным на глубоководных гидрофизических станциях. Мы хотели проверить работу алгоритма на реальных данных.

Одним из главных зарубежных партнеров НГУ остается Китайская народная республика. С 2010 года НГУ и Хэйлунцзянский университет (Харбин, Китай) участвуют в пилотном проекте по реализации совместных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям: химия, биология, физика, математика, экономика и юриспруденция. С этой целью на базе Хэйлунцзянского университета создан Китайско-российский институт (КРИ). Такой образовательный проект не имеет аналогов в международной практике сотрудничества между вузами России и Китая.

Обучение китайских студентов организовано в двух форматах. Преподаватели НГУ читают курсы для китайских студентов в Китае. Хорошо овладевшие русским языком студенты могут пройти обучение на русскоязычном бакалавриате в НГУ, а в дальнейшем продолжить обучение в рамках КРИ в магистратуре и аспирантуре.

Декан ФЕН НГУ и директор Китайско-российского института с российской стороны Владимир Резников, отмечает, что на сегодняшний день примерно 25 выпускников КРИ планируют продолжить обучение в магистратуре Новосибирского государственного университета. Помимо этого, 52 выпускника КРИ поступили в совместную магистратуру Хэйлунцзянского университета и НГУ.

Полпути в ТОП-100

Об успешности реализации мероприятий Проекта 5–100 свидетельствует и продвижение университета в авторитетных мировых рейтингах. В 2015 году Новосибирский государственный университет в очередной раз поднялся в мировом рейтинге QS с 328 на 317 место, университет переместился с четвертого на 3-е место среди российских вузов, представленных в рейтинге, и стал первым среди вузов-участников Проекта 5–100. Кроме того, НГУ два года подряд входит в ТОП-100 в мировом предметном рейтинге THE по физике.

– В следующем году мы рассчитываем войти еще и в ТОП-500 наиболее консервативного Шанхайского рейтинга, в котором сегодня такие высокие позиции занимают только два российских вуза – МГУ и СПбГУ. Это станет еще одним итогом реализации программы повышения конкурентоспособности, – отметил Алексей Окунев.

В 2016 году в рамках дальнейшего развитии Проекта 5–100 НГУ планирует дополнительно запустить несколько новых проектов. Одним из приоритетных станет развитие технологических направлений целевой подготовки специалистов для инновационных компаний. А в рамках реструктуризации факультетов гуманитарного и социального профиля предусматривается в несколько раз увеличить финансирование научных гуманитарных исследований.

– Эти направления усилят научный потенциал НГУ в тех областях, которые бурно развиваются в мире, но у нас представлены пока недостаточно. Важно не догонять мировую науку, а работать там, где у нас есть специалисты и есть запрос от российского общества. Участвуя в реализации Проекта 5–100 в НГУ, у меня был шанс еще раз убедиться, насколько высок интеллектуальный потенциал ученых Новосибирска. Приезжающие в Университет иностранцы отмечают, как здесь комфортно – в первую очередь благодаря тем людям, которые здесь живут, преподают и занимаются наукой. Мы видим свою задачу в том, чтобы при поддержке Программы 5–100 обеспечить нашим преподавателям возможности для плодотворной работы на мировом уровне. В отличие от многих вузов, мы сделали ставку на внутренние ресурсы экосистемы НГУ – Академгородок – и оказались в лидерах Программы по рейтинговым показателям. На следующем этапе на первый план выходит необходимость конвертировать интеллектуальный потенциал вуза не только в высококлассных выпускников, но и в новые прикладные разработки, увеличить вклад НГУ в построение «экономики знаний» в России, – резюмировал Алексей Окунев.


Источник: Официальный сайт НГУ