Ученые из МИФИ научились определять концентрацию нафталина в атмосфере

19 Октября 2016

Исследователи из Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" изучили возможные структуры сложных молекул нафталина и его димера в различных состояниях, что позволяет лучше понять фотохимические свойства молекул нафталина и определять его концентрацию в атмосфере по спектральным измерениям.

Нафталин относится к токсичным углеводородам. Международное агентство по изучению рака (МАИР) считает это вещество возможным канцерогеном, способствующим возникновению рака.

Ученые проанализировали возможные структуры димеров нафталина — комплексов, состоящих из двух одинаковых молекул. Молекулы нафталина были изучены в основном и в возбужденном электронном состояниях с использованием методов DFT-D и TDDFT-D, позволяющих рассчитать электронное строение молекул в основных электронных состояниях и их энергию.

Определить присутствие и концентрацию нафталина и его димера в атмосфере помогают данные о положениях спектральных полос поглощения. Эти сведения ученые научились получать с помощью особого квантово-химического расчета.

Присутствие димера в атмосфере означает, что концентрация нафталина в атмосфере достаточно высока, сообщил профессор кафедры физики конденсированных сред НИЯУ МИФИ, ФНИЦ "Кристаллография и фотоника" РАН Александр Багатурьянц.

"Мы рассчитали соответствующие энергии связи димера и энергии электронных переходов, проанализировали природу электронных состояний в различных структурах и нашли несколько параллельных (стэкинговых) и Т-образных структур в основном и в возбужденном состояниях в довольно узком диапазоне энергий.", – пояснил он.

По словам ученого, полученные результаты вносят существенный вклад в теорию эксимеров (комплексов из двух одинаковых молекул в возбужденном состоянии), в частности, эксимеров нафталина.

Результаты исследований опубликованы в ведущем научном издании Journal of Physical Chemistry (журнал Американского химического общества, American Chemical Society (ACS)).

Источник: Официальный сайт МИФИ