Ученые КФУ научились регенерировать поврежденные нервы с помощью стволовых клеток

19 Марта 2018

Исследователи Института фундаментальной медицины и биологии КФУ провели масштабную работу по исследованию влияния стволовых клеток на посттравматические процессы в периферическом нерве. Результаты исследования опубликованы в мартовском выпуске журнала Frontiers in Pharmacology. Научная работа ученых ИФМиБ КФУ поможет пациентам восстановить двигательную функцию конечностей после повреждения периферических нервов.

Научная работа была выполнена в лаборатории OpenLab «Генные и клеточные технологии» (руководитель - профессор КФУ, член-корреспондент АН РТ Альберт Ризванов).

Известно, что проблема регенерации периферических нервов крайне актуальна в клинической практике. Несмотря на развитие микрохирургической техники лечения, двигательная и чувствительная функции конечностей после повреждения периферических нервов восстанавливаются не полностью, приводя пациента к инвалидности.

Исследователи КФУ развивают новые методы генно-клеточной терапии для стимуляции регенерации нервной системы в течение нескольких лет, разрабатывая и внедряя в клинику передовые генно-клеточные методы регенеративной медицины с целью улучшить качество жизни пациентов.

В 2017 году, в статье, опубликованной в журнале BioNanoScience, ученые КФУ провели подробный анализ реакции про- и противовоспалительных цитокинов периферической крови и молекул, выделяемых клетками микроокружения травмированного седалищного нерва в динамике посттравматического процесса. Цитокины - это гормоноподобные белки и пептиды, выделяемыми различными клетками. Они действуют на другие клетки, оказывая стимулирующее или угнетающее влияние на организм в целом. Ученые КФУ показали, что цитокины, принимая участие во всех звеньях иммунитета, также служат посредниками в формировании защитных реакций организма и играют одну из ключевых ролей в регенерации.

В статье 2018 года ученые изучают механизмы действия клеточной терапии на модели травмы седалищного нерва крысы. Исследователи описали механизмы влияния стволовых клеток, выделенных из жировой ткани, на регенерацию при восстановлении (реконструкции) протяженного (критического) дефекта нерва. В ходе работы была применена стандартная микрохирургическая техника замещения разрыва нерва методом вставки аналогичного фрагмента собственного нерва животного. Этот способ применяется в клинической практике и считается «золотым стандартом», однако зачастую возникает ситуация, когда трансплантат не приживается из-за его длины и плохого кровоснабжения, что приводит к его отмиранию со всеми вытекающими негативными последствиями. В ходе исследования ученые установили, что клеточная терапия поддерживает выживание чувствительных нейронов, регенерирующие аксоны которых восстанавливают утраченные в результате травмы связи, а также стимулирует восстановление кровоснабжения нерва, что также является залогом успешной регенерации.

«Понимая механизмы работы стволовых клеток, ученые и врачи смогут в дальнейшем применять результаты исследований в клинической практике. Сочетая микрохирургию нервов и клеточные технологии, мы сможем улучшить результаты лечения и сократить сроки функционального восстановления пациентов», - пояснил руководитель группы Генно-клеточных технологий в регенерации периферического нерва, с.н.с. OpenLab «Генные и клеточные технологии», в.н.с. Республиканской клинической больницы Руслан Масгутов.

Работа выполнена в рамках приоритетного направления КФУ «Биомедицина» (проект «Трансляционная 7П медицина») при поддержке программы повышения конкурентоспособности (5-100) КФУ, Министерства здравоохранения РТ и гранта Российского фонда фундаментальных исследований 15-04-07527.

В ближайшее время на базе OpenLab «Генные и клеточные технологии», в дополнение к уже действующему Биобанку стволовых клеток, планируется открытие Центра клеточных технологий – современной лаборатории по культивированию стволовых клеток для практического клинического применения.

Источник: Официальный сайт КФУ