Ученые выявили зависимость между уровнем доверия и успехами в учебе

3 Октября 2018

Социологи ТюмГУ обнаружили, что уровень доверия старшеклассников связан с их успеваемостью в школе. Это показал опрос, в котором участвовали около 1 100 старшеклассников Тюменской области. В ходе него наивысший уровень доверия продемонстрировали отличники (33%). У них он более чем в 2 раза выше, чем среди тех, кто учится на «хорошо и отлично» (16%), «хорошо и удовлетворительно» (11%) и «преимущественно удовлетворительно» (16%). При этом доли тех, кто затруднился с ответом, среди этих групп оказались идентичны (5%).

«Причина различий заключается в психологических особенностях отличников, – считает сотрудник социологической лаборатории ТюмГУ Максим Семенов. – Их идеалистическое и чуткое отношение к своему обучению может влиять на оценку социальных отношений, что и приводит к усилению доверия».

Кроме того, наибольшее количество старшеклассников, считающих себя конкурентоспособными, социологи выявили именно среди отличников. Как пояснил М. Семенов, для современной учащейся молодёжи само понимание конкуренции связано не столько с межиндивидуальным противостоянием, которое привело бы к снижению уровня обобщенного доверия, а наоборот – с совместной деятельностью, направленной на реализацию личных конкурентных качеств и преимуществ каждого отдельного человека.

Исследование также показало, что дружеские отношения учащихся с учителями положительно влияют на их доверие к большинству окружающих людей, в том числе за пределами школы. Так, среди 10–11-классников, которые оценивают свои отношения с учителями как «дружеские и непредвзятые», доля «доверяющих большинству людей» составляет 23%; среди тех, кто отметил «отношения ровные» – 13%; «в большинстве случаев отношения натянутые» – 10%; «плохие отношения» – 8%.

Результаты исследования были озвучены в Тюмени на международной конференции «Образование: молодежь, конкурентоспособность».

Источник: Официальный сайт ТюмГУ