Вымирание растений ускорилось в 350 раз: ботаники бьют тревогу

28 Августа 2019

Вымирание видов на Земле происходило все время, пока на планете существовала жизнь. Но вот в чем вопрос: увеличилась ли скорость исчезновения к настоящему времени или наоборот? В журнале «Current Biology» опубликовано исследование, которое показало, что в настоящее время растения вымирают в 350 раз быстрее, чем в среднем в течение исторического развития планеты Земля. Вымирание видов растений приведет к разрушительным последствиям для экосистем, исчезновению с лица планеты облигатно связанных с растениями видов насекомых и других живых организмов.

В рамках исследования были рассмотрены основные причины исчезновения видов растений, в том числе когда они произошли, и насколько уникальными были исчезнувшие виды. Используя эти данные, было проверено, как вымирание видов отличается между богатыми (hotspots) и бедными (coldspots) с точки зрения биоразнообразия регионами планеты. Было показано, что в регионах мира с высоким уровнем биоразнообразия вымирает больше видов, и процесс вымирания идет быстрее. Сельское хозяйство и урбанизация - важные факторы вымирания растений как в регионах с высоким, так и с низким биоразнообразием, подтверждая вывод, что именно разрушение среды обитания является основной причиной большинства вымираний.

Коллектив авторов статьи - ботаники из ведущих научных центров Австралии, Испании, США, Франции и  ЮАР. Один из авторов нового алармистского исследования - научный сотрудник Тюменского государственного университета кандидат биологических наук Анатолий Хапугин. Анатолий защитил диссертацию по ботанике в 2015 году в Главном ботаническом саду РАН в Москве под научным руководством профессора Татьяны Борисовны Силаевой. Ежегодно проводит экспедиционные исследования в Мордовском государственном природном заповеднике.  В ТюмГУ Анатолий Хапугин руководит исследовательской группой по изучению биологических инвазий в Институте экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO).

Журнал “Current Biology” – пятый в мире по CiteScore Rank среди журналов в области общей биологии и сельскохозяйственных наук (General Biological and Agricultural Sciences), вошёл в список 100 самых влиятельных журналов по биологии и медицине за последние 100 лет по рейтингу Special Libraries Association.

Источник: Официальный сайт ТюмГУ