Микропластик и радиоизотопные исследования воды: политехники сообщили о первых результатах арктической экспедиции

1 Октября 2019

Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из целого ряда российских научных центров и университетов в эти дни работают в экспедиции в Морях Восточной Арктики. Цель экспедиции — выявить  биогеохимические и экологические последствия таяния подводной мерзлоты. Вместе с учеными на борту научно-исследовательского судна «Академик М. Келдыш» находится главный эксперт управления проректора ТПУ по внешним связям, журналист Сергей Никифоров. Он сообщил о том, как проходит экспедиция, а также о первых полученных результатах.

Напомним, стартовала экспедиция 16 сентября из порта Архангельска.

«Научная экспедиция подходит к конечной точке своего маршрута — острову Беннетта, небольшому участку суши в группе Новосибирских островов в Северо-Восточном море. Путь из Архангельска занял десять дней, и в течение всего этого времени участники экспедиции под руководством ее начальника, профессора ТПУ, члена-корреспондента РАН Игоря Семилетова активно занимались исследованиями, связанными с изучением физических, химических, геофизических и геологических аспектов изменчивости параметров арктической системы “литосфера-гидросфера-атмосфера” в морях Арктики.

В составе экспедиции работает 64 научных сотрудников, инженеров, лаборантов, техников, которые сгруппированы в 16 научных отрядов: биогидрохимии, газонеохимии, гидробиологии, микробной геохимии, сейсмологический, гидрофизический, парниковых газов и другие. В работе большинства из них принимают участие научные сотрудники, аспиранты и студены Томского политеха. Их на борту “Академика Келдыша” 15 человек. Магистранту Инженерной школы ядерных технологий ТПУ Сергею Пластуну даже доверено руководство одним из научных отрядов — радиоизотопии. Он исследует содержание природных радиоактивные элементов в морской воде»,

— сообщил Сергей Никифоров.

Уникальные возможности научно-исследовательского судна позволяют вести разнообразный комплекс исследований. Так, на «Академике Келдыше» в первый же день была установлена установка забора проточной морской воды оригинальной конструкции, позволяющая отбирать образцы воды на протяжении всего маршрута. Отряд электрофизического зондирования дна с кормы спустил несколько «кос» — 500-метровых кабелей с датчиками для изучения электрофизических профилей донных осадков. Отряд гидрогеофизиков в районе пролива Вилькицкого на входе в Море Лаптевых запустил на дно моря буи с термодатчиками, их предстоит забрать уже на обратном пути.

«Интересные результаты уже получены объединенным научным отрядом гидробиохимии и гидробиологии под руководством главного научного сотрудника Института океанографии РАН Евгения Якушева и научного сотрудника Центра морских исследований МГУ Анны Гебрук.

Ученые исследовали содержание пластика и микропластика в организмах морских обитателей. Частицы пластмассы обнаружены в выловленных медузах и рыбе»,

— сообщил журналист.

Отметим, впереди участников экспедиции большой объем научных работ, связанных с изучением деградации подводной мерзлоты и дестабилизации метановых гидратов на шельфе Восточно-Сибирского моря, эксперименты по многим другим направлениям исследований.

Возращение экспедиции запланировано на 21 октября.

Справка:

Участники экспедиции представляют следующие организации: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Томский политехнический университет, Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Дальневосточный федеральный университет, Федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, Северный арктический федеральный университет, Московский физико-технический институт, Стокгольмский университет, Первый Институт океанографии при государственной морской администрации КНР и Третий Институт океанографии при государственной морской администрации КНР.

На базе Томского политеха реализуется крупный научный проект «Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости: количественная оценка потоков и выявление возможных экологических и климатических последствий», на его поддержку политехники получили гранты Правительства РФ (под руководством профессора Игоря Семилетова) и Российского научного фонда (под руководством профессора Натальи Шаховой).

Источник: Официальный сайт ТПУ