Социологи вуза выяснили, что эмоционально привязывает молодежь к городу

28 Июля 2020

Молодежь рассматривает город сквозь призму утилитарного запроса: возможности стабильной работы, высокого заработка, разнообразного досуга, развитой транспортной инфраструктуры. Если город предлагает комфортную повседневную жизнь, молодые люди эмоционально привязываются к нему, испытывают чувство гордости и не планируют уезжать. К такому и другим выводам пришли сотрудники кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета, которые опросили 750 жителей Екатеринбурга в возрасте 18–30 лет. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Исследователи отмечают, что, когда горожане вовлечены в формирование городского пространства, появляется эмоциональный аспект: чувство принадлежности к городу, гордости, неразрывность своей судьбы и судьбы города. У людей утверждается территориальная идентичность, формируется чувство ответственности. Так, по данным социологов, чувство гордости за Екатеринбург испытывают 62% опрошенных (в равной мере студенты и работающие молодые жители). Такое чувство более свойственно местным жителям (70%), по сравнению с приезжими (57%). Фактором привязки к городу становится и длительность проживания. Среди тех, кто прожил в Екатеринбурге год, на наличие гордости указывают 40%, тогда как среди проживших четыре года и коренных жителей, этот показатель достигает 68%.

«Мы можем предположить, что именно четыре года требуется для появления сформированной в достаточной степени идентичности с новым местом жительства. Следовательно, при частых сменах города и кратком пребывании в том или ином месте у человека просто не успевает произойти эмоциональная привязанность, как не успевает сформироваться и отношение, схожее с отношением „местного“ жителя», — поясняет соавтор исследования Софья Абрамова.

Наибольшее значение для комфортного проживания имеют два фактора — доступное жилье и наличие зеленых зон, парков. При этом зеленые зоны создают конкуренцию традиционным кафе и являются важной составляющей не только настоящего, но и будущего. Конкуренцию привычным торговым центрам (доступность ТРЦ сделала их «незамечаемыми», привычными) как местам досуга сегодня создают проекты с уникальной творческой атмосферой, самобытной культурой.

Третий базовый критерий городского пространства — развитая транспортная инфраструктура.

«Сжимание времени и пространства изменяет восприятие городских объектов, переводит их из категории „далеких и чужих“ в „свои“. Крайне важна развитая транспортная сеть. Время в пути становится фактором влияния на физическое и эмоциональное состояние горожан, выбор места работы или отдыха, и в итоге — фактором удовлетворенности городским пространством», — констатирует Наталья Антонова.

В целом, как отмечают исследователи, молодежь готова включаться в процесс трансформации городского пространства с учетом своих представлений о комфорте и значимых потребностях. Также она готова поддержать начинания, инициированные внеинституциональными субъектами.

«Отчасти это связано с ее протестным настроем, который часто проявляется в поддержании всего нового, отличного от того, что было раньше. Кроме того, для молодого поколения характерна активная жизненная позиция, которая помимо прочего выражается в попытках ревизии окружающего пространства в связи с определением собственной траектории личностного развития и реализацией жизненных планов», — поясняет Виктория Полякова.

Вместе с тем на протяжении многих лет исследователи отмечают низкую вовлеченность молодежи в процесс трансформации городского пространства. Когда все стабильно, власти не вмешиваются в сферы, которые молодежь расценивает как сугубо личностные, в политической и общественной жизни участвуют только 5–6% молодых людей.

Ситуация меняется, когда возникают противоречия. Тогда молодежь придерживается трех моделей поведения: невмешательства, искреннего участия, бегства. В первом случае молодые люди боятся или не верят в результат проявления своей позиции. В таком случае потенциал молодежи остается нереализованным, что приводит к росту недовольства, ощущению невостребованности. Вторая модель — искреннего участия — подразумевает заинтересованную позицию, готовность ее отстаивать, в том числе в диалоговой форме. Открытость властей в этом случае стимулирует молодежь на производство новых практик, что приводит к изменениям в городской среде. И модель бегства предполагает готовность к смене места жительства как отклик на неудовлетворительную политику местной власти. В данном случае стандартные акции властей проблему не решают.

Отметим, исследование поддержали РФФИ и Свердловская область (проект № 20-411-660012 р_а «Право на город: социальная активность, мобилизация и участие молодежи»), а также АНО «Экспертный институт социальных исследований» (№ 19-011-31151).

УрФУ — один из ведущих университетов России и участник проекта 5-100, отмечает в 2020 году столетие. Вуз расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных студенческих игр 2023 года. УрФУ выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».

Источник: Официальный сайт УрФУ