Компьютерная зависимость может вызвать задержку развития детей

22 Сентября 2020

К такому выводу пришли психологи, изучившие поведение первоклассников

Игровую зависимость у детей психологи выясняли с помощью анкетирования родителей. 

Компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. К такому выводу пришли психологи УрФУ, изучившие поведение 44 детей в возрасте 6,9–7,1 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Value in Health Regional Issues.

«Чтобы выявить детей с игровой зависимостью, мы провели анкетирование родителей. В итоге в экспериментальную группу вошли дети с компьютерной игровой зависимостью, в контрольную — без зависимости. Участники обеих групп были уравнены по IQ, полу и возрасту, — поясняет заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергей Киселёв. — Для оценки зрительно-пространственных способностей мы использовали четыре субтеста из нейропсихологической методики NEPSY: стрелы, конструирование из блоков, копирование дизайна и поиск маршрута».

В результате ученым удалось обнаружить различия между группами по результатам трех субтестов. Дети из контрольной группы лучше выполняли зрительно-пространственные задания, по сравнению с детьми с компьютерной игровой зависимостью.

«Можно предположить, что взаимодействие с реальным миром, включая разнообразную физическую активность, конструктивную деятельность, является необходимым условием развития зрительно-пространственных способностей. Детям, которые много времени проводят в виртуальном мире, не хватает такого взаимодействия», — констатирует Сергей Киселёв.

Дело в том, что базовый механизм мозга, отвечающий за обработку пространственной информации, формируется в раннем возрасте в результате осуществления разнообразных пространственно-ориентированных движений. Чем больше ребенок двигается в реальном пространстве: играет в пространственные игры (собирает кубики, конструктор), выполняет пространственно-ориентированные движения (осваивает танцевальные движения, гимнастические упражнения), тем лучше у него формируется этот важнейший механизм.

«Если же ребенок в раннем детстве, когда происходит активное созревание этого механизма, сидит за гаджетом, компьютером, он лишен такой возможности. Это может объяснить, почему дети из так называемой компьютерной субкультуры — проводят много времени в детстве не в реальном, а виртуальном пространстве — могут иметь проблемы с формированием данного механизма», — поясняет Киселёв.

Согласно теории системной и динамической локализации функций в мозге (разработал выдающийся отечественный нейропсихолог Александр Лурия), пространственный механизм мозга участвует не только в двигательной активности, но и при реализации сложных познавательных функций, включая пространственное мышление, понимание и использование сложных логико-грамматических конструкций в речи, счетные операции и т. д. Другими словами, у ребенка, лишенного в раннем детстве разнообразной пространственно-ориентированной двигательной активности, есть риск развития дефицита высших психических функций, которые в дальнейшем позволят ему успешно адаптироваться и развиваться в реальном сложном мире.

На следующем этапе исследования ученые планируют выяснить, как формируются различные когнитивные и эмоциональные процессы у детей, которые имеют ограниченный доступ в виртуальный мир. Для этого психологи начали работать с учениками Русской классической школы, которые практически не пользуются гаджетами. Этот проект будет реализовываться в течение трех лет, после чего ученые смогут сделать первые выводы о влиянии виртуального мира на развитие психики и поведения детей.

УрФУ — один из ведущих университетов России и участник проекта 5-100, отмечает в 2020 году столетие. Вуз расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных студенческих игр 2023 года. УрФУ выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».

Источник: Официальный сайт УрФУ