Возникновение метастазов

Аспирантка биологического института ТГУ Марина Ибрагимова вместе со своим научным руководителем, доктором НИИ онкологии Николаем Литвяковым, заведующим лабораторией онковирусологии, обнаружили, что предоперационная химиотерапия у больных раком молочной железы может стимулировать возникновение метастазов.

Ученые провели исследование, в ходе которого проанализировали биопсию 26 женщин, больных раком молочной железы и готовящихся к операции. В каждой биопсии исследователи рассмотрели генетический ландшафт – хромосомные аномалии, которые в ней присутствуют. Перед операцией женщины получили 2-4 курса неоадъювантной (НХТ) химиотерапии. Повторные анализы ученые взяли после операции, чтобы посмотреть, как «химия» повлияла на опухоль.

Ученые выяснили, что у 23% обследованных женщин под действием НХТ происходит образование новых опухолевых клонов, несущих амплификации. Практически у всех из этих 23% пациентов показано развитие гематогенных метастазов, в то время как у остальных больных не было метастазов в пятилетнем периоде наблюдения.

Таким образом, ученые сделали вывод о том, что после предоперационного лечения существует возможность возникновения метастазов резистентной опухоли – той, которая не отвечает на воздействие химиотерапии.

– У нас есть предварительные результаты о том, что химиотерапия, воздействуя на опухоль, действительно может вызывать в некоторых случаях возникновение гематогенного метастазирования, – рассказывает Марина Ибрагимова. – Теперь нужно выяснить причины, почему это происходит.

При воздействии химиотерапии в раковой клетке происходят генетические изменения. Подвергшаяся химиотерапии, клетка передает изменения своим клонам. Таким образом, появляются клоны опухолевой клетки, которые впоследствии способны вызвать метастазирование.

– Мы даем предоперационную химиотерапию, которая должна уменьшить объем опухоли, перевести ее в операбельное состояние, а получаем обратный эффект – делаем только хуже, – объясняет Марина Ибрагимова.

Сейчас ученые пытаются понять, из-за чего опухоль эволюционирует под воздействием химиотерапии.

– Это достаточно феноменальное открытие, – отмечает Марина Ибрагимова. – Сейчас мы расширяем выборку, проверяем ее. Если все получится, создадим некоторую технологию, по которой, прежде чем человеку назначать химиотерапию, ему будут проводить микроматричный анализ. По результатам этого анализа будет понятно, стоит давать «человеку» химию или нет.

Результаты исследований ученые представили в статье, опубликованной в «Сибирском онкологическом журнале». Еще одна публикация в скором времени должна появиться в журнале «Oncotarget» (входит в базу данных Scopus).