Динозавр, найденный учеными ТГУ, оказался новым видом древних ящеров

Исследователи ТГУ, СПбГУ и Зоологического института РАН выявили новый таксон в семействе титанозаврид – четвероногих растительноядных динозавров. Остатки этого гигантского животного были обнаружены в с. Шестаково (Кемеровская обл.) в 2008 году. В ходе сравнительного анализа было установлено, что титанозавр, найденный палеонтологами ТГУ, имеет особенности строения, отличающие его от всех других представителей этой группы.

– Поначалу было понятно лишь то, что перед нами остатки очень крупного растительноядного динозавра, – говорит сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов. – Поскольку уникальные фрагменты были заключены в глыбы песчаника, несколько лет ушло на их извлечение из сцементированной породы. Вместе с ученым из Зоологического института РАН Александром Аверьяновым, работающим в нашей лаборатории, мы провели сравнительный анализ остатков с титанозаврами, найденными в других странах.

Иванцов и Лещинский собирают части крестца динозавра.JPG

В результате удалось установить, что травоядный ящер, обитавший на территории современной Западной Сибири в период раннего мела (около 100 миллионов лет назад), относится к подотряду зауропод, но является представителем нового вида. Его длина составляла около 20 метров, вес  около 50 тонн. Новый динозавр отличается от собратьев особенностями строения – крестцовые ребра у него расположены в форме звезды и сходятся к центру, отсутствует сочленение позвонка на невральной дуге. Древних ящеров с таким строением скелета пока не находили ни в одной стране мира.

Добавим, что в настоящее время ученые ТГУ заканчивают работу над описанием своей находки, в результате которой будет дано латинское имя открытому таксону. Сейчас палеонтологи собирают имеющиеся фрагменты динозавра в единое целое. Уже соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозавра. Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки динозавра и шейные позвонки. Также в Палеонтологическом музее ТГУ хранится  стопа зауропода, которая была обнаружена еще в 1995 г. С большой степенью вероятности она принадлежала этому же виду динозавра.

Ученые считают, что уникальный экспонат должен находиться в месте постоянного свободного доступа, чтобы как можно больше людей могли его увидеть. Уже в этом году палеонтологи предлагают установить самую сохранную часть динозавра на втором этаже главного корпуса ТГУ.