Лаборатория физики высокопрочных металлов была создана еще в 1960-е годы, правда, тогда она носила другое название. Сегодня коллектив лаборатории – это три доктора наук – Юрий Чумляков, Ирина Киреева, Елена Панченко, а также кандидат наук Екатерина Тимофеева, три аспиранта и восемь студентов.
- Наша задача – дать молодым ученым почувствовать вкус к исследованиям, - говорит заведующий лабораторией Юрий Чумляков. – Мы изучаем фазовые мартенситные превращения в твердых телах при изменении температуры, напряжения и магнитного поля. С ними связаны такие новые явления как сверхупругость, эффект памяти формы, магнитно-калорический эффект. На проведение экспериментов уходит много времени, это очень трудоемкий процесс. Новый результат получить не так-то просто.
По словам Юрия Ивановича, его рабочий день начинается с просмотра научной литературы – благо сейчас есть доступ к зарубежным журналам, можно следить за новыми перспективными исследованиями в интересующей области. А потом он вместе с коллегами трудится в лаборатории, где стоит оборудование внушительных размеров: установка для роста кристаллов, станки для резки образцов, установки, на которых испытываются механические характеристики кристаллов и изучаются их физические свойства.
- Наш парк оборудования – это современные дорогостоящие машины. Некоторые из них приобрел для нас университет, - рассказывает завлабораторией. – Мы начинаем эксперимент с того, что взвешиваем и плавим материалы. Получаем монокристаллы, ориентируем их и вырезаем из них образцы, которые затем подвергаем термической обработке. В результате – появляются новые необычные свойства. Определяем их методом изменения физических характеристик и механических испытаний.
По словам Юрия Чумлякова, работа с монокристаллами – это уникальное направление, подобными исследованиями в мире мало кто занимается. Сотрудники лаборатории достигли в этой области серьезных результатов, способствующих созданию теории данных явлений. При этом ученые поставили перед собой и практическую задачу: добиться того, чтобы свойства монокристаллов, получаемые в ходе экспериментов, можно было использовать и в производстве – в авиационной, космической отраслях.
- Каковы источники финансирования наших исследований? Прежде всего, это Российский фонд фундаментальных исследований, мы работаем с ним давно и очень тесно. У нас несколько грантов от этого фонда, но все они небольшие, - рассказывает Юрий Иванович. – Очень радует, что в этом году нам удалось получить значительную поддержку от университета по программе ВИУ. Плюс ко всему мы выиграли грант Минобрнауки. А самое крупное наше достижение – грант РНФ, рассчитанный на три года.
- Как удается получать столь солидную финансовую поддержку? – удивляюсь я.
В ответ на мой вопрос Юрий Иванович открывает базу данных Web of Science. Находит среди именитых ученых свою фамилию, напротив которой внушительные цифры: 212 статей, опубликованных в международных высокорейтинговых изданиях; индекс Хирша – 28, по этому показателю профессор Чумляков второй среди томских ученых и первый в ТГУ. У его коллег показатели тоже высокие. Эти сухие статистические данные помогают побеждать в конкурсах грантов.
- Написать столько статей стало возможно благодаря тесной кооперации с коллегами из Японии, Германии, Испании, Франции, США, Канады. Наши сотрудники регулярно выезжают на работу в зарубежные университеты, - говорит Юрий Иванович. – Хотя сотрудничество с иностранными учеными складывается не просто. Тебя заметят и возьмут в соавторы, только если ты лучший в своей области, делаешь нечто такое, что больше никто не умеет. Стать частью коллектива можно, только если ты обладаешь прекрасными теоретическим идеями или способен блестяще выполнять эксперимент. А лучше и то, и другое.
- Как ваша лаборатория приспособилась к новым, более высоким требованиям?
- Для нас это было несложно, потому что мы всегда работали много и интенсивно, даже несмотря на низкую зарплату - отвечает профессор, - Изменилось вот что: раньше мы получали мизерные гранты от РФФИ, а теперь университет выделил нам солидную сумму. Такой подход, который предполагает программа ВИУ, мне кажется естественным и справедливым. Если ты плодотворно работаешь, то и получаешь достойные деньги, оборудование.
- Я считаю, наш коллектив преуспел, потому что у нас были хорошие учителя, - подытоживает Юрий Чумляков. - Сегодня у нас есть приличное помещение и оборудование не хуже чем за границей. Конечно, радует признание заслуг нашего коллектива. Но он стал сильным не вчера, а 10-15 лет назад. Мы уже давно работаем на высоком уровне. Приятно, что сейчас нас заметили, оценили и поддержали не только в мировом научном сообществе, но и в родном университете.