Как качество жизни родителей влияет на здоровье «особенных» детей

Аспирантка факультета психологии ТГУ Дина Власова под руководством профессора Натальи Козловой изучает семьи, воспитывающие детей с особенностями в развитии. Она выяснит, как социально-психологическое здоровье детей связано с качеством жизни родителей и их отношением к болезни своего ребенка. К 2018 году аспирантка разработает методические рекомендации для этих семей и их психологов.

Сегодня растет качество и доступность медицинской помощи детям, имеющим особенности психологического, речевого, физического развития или страдающим неврологическими, гормональными и психологическими заболеваниями. Множество исследований направлены на изучение психологического благополучия детей, однако не так много психологов пытаются ответить на вопрос, как болезнь ребенка влияет на родителей, как они воспринимают особенности развития своего ребенка и как оценивают качество своей жизни, которое, конечно, меняется, – говорит Дина Власова.

Родители часто сталкиваются с тем, что появление в семье «особого» ребенка предполагает ограничение социальных контактов, дополнительную финансовую нагрузку и психологическое давление. Все это вызывает хронический стресс, который отражается на эмоциональном и психологическом благополучии семьи.

Совместно с коллегами аспирантка провела пилотное исследование, опросив 32 мамы в возрасте от 25 до 45 лет, которые воспитывают детей от 3 до 11 лет с особенностями в развитии.

Результаты показали, что участники исследования обладают высоким уровнем жизнестойкости, необходимым для преодоления внутреннего напряжения, хотя высокий уровень тревожности проявился у них как устойчивая характеристика. Кроме того, матери готовы идти на определенный риск, им необходимо пробовать новые методы воздействия на пострадавшие психические (или физические) функции. Женщины верят в то, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, и стараются держать все под контролем.

Отмечено, что испытуемые не строят далеко идущих планов. Воспитание ребенка с особенностями в развитии — тяжелый процесс, который предполагает наличие почти ежедневных изменений и требует умения адаптироваться, поэтому многие не имеют возможности (или не считают нужным) ставить далекие цели.

Следующим этапом работы ученых станет исследование того, как качество жизни родителей, их восприятие болезни влияет на социально-психологическое здоровье ребенка с особенностями развития и какие последствия это влечет. Появление в семье «особого» ребенка сопровождается изменением семейной системы. При этом особенности протекания некоторых детских заболеваний зависят от отношения самих родителей к болезни, именно этот фактор формирует у ребенка внутреннюю картину болезни и определяет предпосылки его психического развития.

По итогам Дина Власова к 2018 году разработает методические рекомендации для родителей и психологов, а также проведет ряд тематических лекций и семинаров.

Психологи приглашают семьи, воспитывающие «особенных» детей, а также специалистов, работающих с такой категорией семей, принять участие в исследовании. По всем вопросам можно проконсультироваться, написав на почту zuevadina.tsu@gmail.com.


Более подробно о результатах пилотного исследования можно прочитать в статье в журнале «Медицинская психология в России».
Психологи ТГУ уже создали и успешно апробировали программу «Гармония и баланс», которая нацелена на создание специального психотерапевтического пространства для женщин, воспитывающих детей с особенностями развития, в частности, с аутизмом, ДЦП и ЗПР. 30 мам приняли участие в комплексе реабилитационных занятий. При этом использовались самые разные инструменты – иппотерапия со специалистами конно-спортивного клуба «Багира», терапевтическое фехтование в клубе «Булат», саморефлексия, работа с психологами и другие.