Студенты БИ во время практики в Хакасии откопали предка мамонта

Студенты Биологического института ТГУ проходят зональную практику в Республике Хакасия. Во время изучения древних почв в Боградском районе они обнаружили крупные костные остатки, которые предположительно принадлежат предку шерстистых мамонтов – трогонтериевому слону. Эти млекопитающие обитали на планете в раннем плейстоцене – от 800 до 400 тысяч лет назад. Подобные находки встречаются значительно реже, чем кости шерстистых мамонтов, и представляют большой интерес для ученых.

Находки были сделаны во время работы на берегу Красноярского водохранилища, – рассказывает руководитель практики, и.o. заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв БИ ТГУ Олег Мерзляков. – Ребята изучали палеопочвы в разрезе, где Енисей подмыл берег, и обнаружили в этом месте крупные костные остатки. Мы предположили, что окаменелости принадлежат древним млекопитающим, сделали фотографии и отправили их палеонтологам ТГУ, которые имеют большой опыт в изучении ископаемых животных.

По словам доцента кафедры палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Андрея Шпанского, судя по фотографиям, студенты обнаружили верхние зубы и кости черепа трогонтериевого слона (степной мамонт). Он является предком шерстистых мамонтов, которые в большом количестве обитали на территории современной Сибири несколько десятков тысяч лет назад. Согласно имеющимся данным, трогонтериевый слон был одним самых крупных представителей хоботных – в плечах он мог достигать 4,2 метра, его вес составлял до 10 тонн.

Не исключена принадлежность найденных зубов и хазарскому слону, который является промежуточным эволюционным звеном между трогонтериевым слоном и шерстистым мамонтом. Время существования этого животного – средний плейстоцен (400-100 тысяч назад), – говорит Андрей Шпанский. – Хазарский слон тоже населял открытые пространства, но был меньше по размерам. Чтобы определить принадлежность остатков точнее, нужно изучить их, провести измерения.

По словам ученого ГГФ, находка представляет большой интерес. Во-первых, в Хакасии немного крупных рек, накапливающих большие объемы отложений, которые служат могильником для древних животных. Во-вторых, трогонтериевые и хазарские слоны в силу их геологического возраста встречаются реже шерстистых мамонтов, поэтому можно сказать, что студентам-биологам очень повезло. По возвращении в Томск они передадут находки палеонтологам ТГУ для детального исследования.

Добавим, что три года назад во время совместной летней практики ученые и студенты Биологического института и ГГФ обнаружили девонские почвы, чей возраст более 300 миллионов лет. После доставки образцов в ТГУ, в ходе лабораторных исследований монолитов почвы в них были обнаружены древние растения – археоптерисы. Это примитивные хвощи, которые одними из первых вышли из моря на сушу.

Летняя зональная практика традиционно проходит на территории Хакасии и Тывы, которые хранят множество тайн, – уточняет Олег Мерзляков. – Поэтому студенты с удовольствием отправляются в такие путешествия и практически каждый раз привозят оттуда что-нибудь интересное.