Ученые ТГУ создают «глаза и уши» для беспилотного томского автомобиля

В Томске дали старт созданию первого беспилотного автомобиля, пригодного для использования в условиях зимнего города. Собирать электромобиль будут для всероссийского конкурса «Зимний город», объявленного РВК, фондом «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. Ученые ТГУ в составе команды альянса «Техническое зрение» готовят для беспилотника системы радиовидения, которые обеспечат навигацию в трудных погодных условиях.

В Томск уже прибыл электромобиль, который команда «СмартВижн» будет готовить для участия в конкурсе. В «СмартВижн» вошли представители 9 технологических команд, в том числе и ТГУ. По условиям конкурса участники должны создать мини-грузовик, который преодолеет 50 километров в условиях зимы с учетом пробок не более чем за три часа, соблюдая все правила дорожного движения.

С помощью системы радиовидения будет определяться расстояние до ближайших объектов: от нескольких сантиметров до десятков метров. Наша задача – дать автомобилю объективную информацию о том, где он находится. Это как глаза и уши для автомобиля, но они не принимают решения – двигаться или стоять. Это уже задача «головы» – контроллера, – объясняет задачу ТГУ в проекте профессор РФФ Владимир Якубов.

презентация беспилотника

Владимир Петрович добавил, что условия плохой видимости, например, туман, не являются помехой для радиоволн. Кроме того, радиоизображение позволит определять параметры дороги по обочинам, даже если дорога плохо очищена от снега. Радиосистема, которую предлагают ученые ТГУ, не только будет видеть то, что находится перед ней, но и «заглядывать за объект».

Времени достаточно, чтобы оснастить электромобиль необходимым оборудованием, создать программное обеспечение, которое позволит дублировать различные системы навигации и, надеюсь, даст возможность успешно поучаствовать в конкурсе, – отметил на презентации грузовика руководитель альянса «Техническое зрение» Виктор Ширшин.

Профессор Якубов подтверждает, что система навигации в беспилотном автомобиле должна быть комплексной, поскольку многообразие объектов на дороге и скорость их появления требует высокого быстродействия в самых разных условиях. Например, металлические детали видны для радиоволн, а пенопластовые – практически невидимы. Зато для ультразвуковых «глаз» пенопласт хорошо различим.

В феврале беспилотник, собранный для конкурса, будет участвовать в квалификационном заезде в Москве. До декабря участникам конкурса будет дана возможность доработать автомобиль и представить его уже на финальном заезде. Приз конкурса – 175 миллионов рублей, на него претендуют 30 команд.