Найти «часы»

В европейском научном журнале Nature ofScience готовится к публикации статья двух канадских ученых – профессоров Майкла Персингера и Кевина Сароки из Лаврентийского университета под названием «Similar spectralpower densities within the Schumann Resonanceand Large Population of QuantitativeElectroencephalographic Profiles: SupportiveEvidence for Koenig and Pobachenko». В ней авторы рассказывают о своем эксперименте, доказывающем существование связи между электромагнитными полями, генерируемыми в полости Земля-ионосфера и человеком. В своей статье канадские исследователи ссылаются на работу, проведенную томским ученым Сергеем Побаченко, доцентом кафедры космической физики и экологии РФФ Томского госуниверситета.

– При измерении в реальном времени когерентности между свойствами Шумана на нашей станции здесь, в Садбери, и ЭЭГ индивидуальных лиц, мы нашли работу Побаченко, который считал сходными имеющиеся данные о связности между деятельностью мозга и структурами Шумана, – пишут ученые в письме к редактору журнала. – Наш дальнейший анализ и дополнительные публикации в других странах ясно показывают, что в режиме реального времени существует связность амплитуды и частоты между параметрами Шумана и измерениями ЭЭГ человека. По нашему мнению, это крупное открытие, имеющее глубокое философское значение.

Профессора Персингер и Сарока фактически повторили эксперимент, проводимый Сергеем Побаченко с коллегами и описанный в 2006 году в журнале «Биофизика». Эксперимент проводился на кафедре космической физики и экологии, оборудование которой позволяло ученым вести мониторинг электромагнитных полей Земли и одновременно наблюдать за динамикой функционального состояния организма с помощью анализа электроэнцефалографических данных. Во время эксперимента томские ученые получили данные о том, что существует сопряженность между вариациями электромагнитных полей, возникающих в полости Земля-ионосфера и ритмами функционирования основных регуляторных систем организма человека. Изменения внешнего фона вызывают модификацию показателей электроэнцефалограммы.

Канадские ученые провели похожий эксперимент на своей станции в округе Садбери, штат Онтарио, используя свои приборы и свои методы расчетов. Однако результаты их исследования подтвердили данные, полученные томичами.

– Это абсолютная независимая экспертиза, проведенная на другой стороне земного шара, в других геофизических условиях, – рассказывает Сергей Побаченко. – Идея о сопряженности вариации электромагнитных полей низкочастотного диапазона с вариациями мозговой активности подтверждена. А если об этом говорят данные, собранные в разных местах, в разное время, очевидно, это так и есть.

Теоретически идея влияния естественнофоновых электромагнитных полей крайненизкочастотного диапазона на функционирование живых систем была впервые предложена более 50 лет назад, с тех пор, как немецкие физики Шуман и Кёнинг открыли существование в атмосфере Земли так называемых стоячих электромагнитных волн, впоследствии названных волнами Шумана. На сегодняшний день можно констатировать и экспериментальное доказательство данного предположения

Однако до сих пор не ясно, каким образом работает этот механизм. По словам Сергея Побаченко, на этот счет существует масса гипотез, но ни одна из них до сих пор не является общепризнанной. Результаты, которые дали эксперименты, проведенные в Томске и Садбери, возможно, помогут разрешить данную проблему.

– Это исследование имеет колоссальное значение, как пишет редактор, это вообще фундаментальное открытие. Фактически мы найдем «часы», поймем, как и благодаря чему «регулируются» живые системы, – отмечает Сергей Побаченко