Физики ТГУ и СО РАН создадут материалы, выдерживающие 2 тыс. градусов

3 Ноября 2020

Физики Томского госуниверситета и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) ТНЦ СО РАН будут разрабатывать для авиа- и судостроения жаропрочные сплавы и покрытия, выдерживающие от 2 тысяч градусов Цельсия. Первые испытания запланированы на лето 2021 года, сообщил заведующий лабораторией нанотехнологий металлургии ТГУ Илья Жуков.

По его словам, физики ТГУ и коллектив ученых ИФПМ под руководством профессора Светланы Буяковой на рабочем совещании в Санкт-Петербурге рассказали крупнейшим российским судо- и машиностроителям о своих компетенциях в разработке перспективных жаропрочных покрытий. Эта тема является одной из самых актуальных для промышленности.

Например, производители хотят, чтобы газотурбинные двигатели нового поколения могли выдерживать температуры в 2 тысячи градусов Цельсия и выше, но имеющиеся материалы рассчитаны максимум на 1400 градусов. У коллег из ИФПМ <...> есть опыт применения гафния для этих целей, а мы в ТГУ занимались жаростойкими никельтитановыми сплавами. Будем объединять усилия для решения задачи, – сказал Илья Жуков.

Он уточнил, что результатом совместной работы ИФПМ и ТГУ могут стать либо принципиально новые покрытия для готовых изделий, либо улучшенные сплавы для литья. Потенциальными заказчиками являются производители двигателей для авиации и судостроения.

Учитывая, что задел есть, мы можем начать «натурные» испытания уже летом 2021 года – отлить пробную лопатку для двигателя или какой-либо подшипник, или покрыть существующую деталь новым составом. Самое главное, потенциальные заказчики готовы в этом финансово участвовать, в частности, оплатить инженерные работы до 200-300 тысяч рублей, – подчеркнул Жуков.

Текст: РИА Томск, Елена Тайлашева