Психологи разработали 4 теста для выявления одаренности школьников

2 Февраля 2021

Специалисты ФП ТГУ с коллегами из научно-технологического университета «Сириус» предложили батарею из 4 тестов для определения уровня пространственных способностей у старших школьников. Она позволит выявить одаренных детей, которые оставались незамеченными при использовании существующих способов поиска талантов.

Пространственные способности – это умение понимать и запоминать пространственные отношения между объектами, а также совершать ментальные манипуляции с этими отношениями и визуализировать изменения этих отношений.

 Текущие методы отбора одаренных школьников в основном включают только вербальный и математический компоненты. Поэтому многие ученики, демонстрирующие относительно низкие показатели по традиционным методикам отбора, но обладающие высокими пространственными способностями, остаются незамеченными. И в результате часто испытывают недостаток мотивации и получают меньше внимания от педагогов, что может негативно сказываться на их дальнейших образовательных траекториях и профессиональной деятельности, – поясняют авторы батареи тестов.

Данные масштабных лонгитюдных исследований говорят о том, что пространственные способности связаны не только с успешным решением повседневных задач, но и с достижениями в математике у школьников, что является важным фактором для реализации в технических специальностях. Использование нормированных психометрических тестов пространственных способностей может обеспечить раннее выявление их уровня и способствовать их развитию. 

Руководствуясь этими нормами и результатами прохождения тестов школьником, методисты, психологи, тьюторы и другие специалисты системы образования могут выстроить для ребенка индивидуальные образовательные траектории. Например, школьнику с высокими способностями можно предложить поучаствовать в инженерно-математической олимпиаде, а  с низкими – заняться оригами, играть в "пространственные" компьютерные игры или начать учить китайский язык, – объяснил старший научный сотрудник НЦ когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», выпускник ФилФ ТГУ Максим Лиханов.

Для определения уровня пространственных способностей у школьников от 13 лет команда специалистов ФП ТГУ и НТУ «Сириус» предложила краткую онлайн-батарею пространственных способностей – OSSAB (Online Short Spatial Ability Battery). В нее входит 4 теста, отобранных по психометрическим критериям.

Данные тесты были апробированы и использованы в исследованиях на британской, российской и китайской выборках и показали высокую надежность. Сейчас батарея находится в свободном доступе и может быть использована в системе образования как для идентификации пространственно-одаренных школьников, так и для диагностики низких пространственных способностей.  

Какие тесты предлагают школьникам:

Сборка моделей – участникам предлагаются набор отдельных геометрических элементов и места их соединения, обозначенные буквами. Задача участников – определить, какая из предложенных в качестве вариантов ответа фигур получится, если соединить элементы указанным образом. Тест включает в себя 15 заданий, на каждое из которых дается по 20 секунд.  


Законы механики – тест состоит из 16 заданий на понимание базовых принципов работы механизмов и основных физических законов. На выполнение каждого дается 25 секунд.


Оригами – участникам дают несколько изображений последовательного сворачивания листа бумаги. На последнем также показана точка – место прокола свернутого листа. Задача участников – определить, в каких местах на развернутом листе бумаги будут расположены отверстия от прокола. Тест включается в себя 15 заданий, на каждое из которых отводится по 20 секунд. 


Ментальное вращение – участникам предлагается сложная геометрическая фигура. Задача участников – выбрать из предложенных вариантов, как она будет выглядеть при повороте. Тест включает в себя 15 заданий, на каждое из которых дается 20 секунд. 


Начиная с 2016 года согласно указу президента «О стратегии научно-технологического развития РФ» Россия взяла курс на модернизацию экономики, основой которой должны стать высокотехнологичные научные разработки: передовые производственные технологии, роботизированные системы, новые материалы и др. Объявление 2021 года годом науки и технологий лишь поддерживает эту тенденцию. Однако для реализация этого плана система образования должна подготовить квалифицированных специалистов для высокотехнологичных областей, где по-прежнему наблюдается дефицит кадров.