С 24 апреля в рамках программы «Такое разное искусство» запускается совершенно новый интересный курс лекций «Музыка XX века: от авангарда к постмодерну». С разнообразием музыкальных стилей и направлений в ХХ веке, с массовыми жанрами музыкального искусства, а также с именами выдающихся композиторов этого времени слушателей «Открытого университета» познакомит доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры ТГУ Вероника Алексеевна Кривопалова.
Лекции будут проходить по понедельникам и пятницам в 18.25 в 26 ауд. 3-го корпуса ТГУ.
Расписание курса:
24 апреля, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 1. На пути к Новейшей музыке. Постромантизм. Итальянский веризм. Импрессионизм.
- Густав Малер (1860 - 1911) – выдающийся симфонист, творчество которого завершает вековой период развития романтической симфонии и открывает пути в будущее. Песня и симфония – ведущие жанры творчества.
- Рихард Штраус (1864 - 1949) – «последний из могикан романтического искусства», творчество которого подготовило и отразило важные тенденции искусства XX века: звукоизобразительность импрессионизма, повышенную эмоциональность экспрессионизма, гармоничность неоклассицизма.
- Клод Дебюсси (1862 - 1918) – лидер музыкального импрессионизма.
28 апреля, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 2. Музыкальный авангард первой половины ХХ века. Музыкальный экспрессионизм.
- История возникновения, происхождение термина, определение национальных и хронологических границ, оценка преемственности.
- Особенности экспрессионизма: трагизм мировосприятия, интенциональность, гипертрофированный субъективизм, деструктивное начало, эстетика «избегания». Экспрессионизм в живописи и литературе. Сюжеты, круг образов.
- «Новая Венская школа».
15 мая, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 3. Неоклассицизм: «вариация на стиль» и «работа с моделью». Фольклор и музыка ХХ века.
- «Великое противодвижение эпохи» – течение, повернувшее искусство к традиции. Художественное воплощение неоклассицизма через принцип «работы с моделью». Источник модели – стиль, жанр.
- Значительное расширение музыкальной географии. Фольклоризм и неофольклоризм в музыке начала ХХ века. Характерные признаки неофольклоризма.
19 мая, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 4. Музыкальный авангард второй половины ХХ века.
- Сонорика, сонористика, колористика.Возрастающая роль тембра. Фактурные особенности сонорики: точка, россыпь, линия, пятно, поток, полоса. Смешанные фактурные формы: шорохи, соноры-массы, соноры-дублировки. Звуковое поле и его параметры.
- Алеаторика.Введение принципа случайности в процесс создания и исполнения музыкального произведения. Нестабильность музыкального текста. Новые способы фиксации музыкального текста.
22 мая, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 5. Интертекстуальные тенденции в полистилистике. Минимализм.
- Минимализм и «новая простота». Философские основы минимализма – идея эмансипации звука. Новое понимание музыкального времени. Техника паттернов.
- Полистилистика. Теория полистилистики в работах А. Шнитке. Приёмы введения чужого стиля: цитата, коллаж, аллюзия.
26 мая, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория
Лекция 6. Массовые жанры в музыкальном искусстве ХХ века
- Массовые жанры в ХХ веке, значение средств массовой коммуникации в распространении, тиражировании, репродуцировании, ксерокопировании, клишировании образцов массовой культуры.
- Многообразие определений массовой культуры: бытовая, «лёгкая», «тривиальная» (Дальхауз), «субкультура», «музыка быта», «между-музыка» (Карлос Вега). Функции массовой культуры.
- Разновидности массовых жанров: джаз, поп-музыка, рок-музыка, мюзикл и др.