В рамках проекта «Открытый университет» в ТГУ стартовал новый публичный курс: «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну»

13 Апреля 2017

С 24 апреля в рамках программы «Такое разное искусство» запускается совершенно новый интересный курс лекций «Музыка XX века: от авангарда к постмодерну». С разнообразием музыкальных стилей  и направлений в ХХ веке, с массовыми жанрами музыкального искусства, а также с именами выдающихся композиторов этого времени слушателей «Открытого университета» познакомит доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и  культуры ТГУ Вероника Алексеевна Кривопалова.

Лекции будут проходить по понедельникам и пятницам в 18.25 в 26 ауд. 3-го корпуса ТГУ. 

Расписание курса:

24 апреля, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 1. На пути к Новейшей музыке. Постромантизм. Итальянский веризм. Импрессионизм.

  • Густав Малер (1860 - 1911) – выдающийся симфонист, творчество которого завершает вековой период развития романтической симфонии и открывает пути в будущее. Песня и симфония – ведущие жанры творчества.
  • Рихард Штраус (1864 - 1949) – «последний из могикан романтического искусства», творчество которого подготовило и отразило важные тенденции искусства XX века: звукоизобразительность импрессионизма, повышенную эмоциональность экспрессионизма, гармоничность неоклассицизма.
  • Клод Дебюсси (1862 - 1918) – лидер музыкального импрессионизма. 


28 апреля, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 2. Музыкальный авангард первой половины ХХ века. Музыкальный экспрессионизм.

  • История возникновения, происхождение термина, определение национальных и хронологических границ, оценка преемственности.
  • Особенности экспрессионизма: трагизм мировосприятия, интенциональность, гипертрофированный субъективизм, деструктивное начало, эстетика «избегания». Экспрессионизм в живописи и литературе. Сюжеты, круг образов.
  • «Новая Венская школа».


15 мая, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 3. Неоклассицизм: «вариация на стиль» и «работа с моделью». Фольклор и музыка ХХ века.

  • «Великое противодвижение эпохи» – течение, повернувшее искусство к традиции. Художественное воплощение неоклассицизма через принцип «работы с моделью». Источник модели – стиль, жанр.
  • Значительное расширение музыкальной географии. Фольклоризм и неофольклоризм в музыке начала ХХ века. Характерные признаки неофольклоризма.


19 мая, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 4.  Музыкальный авангард второй половины ХХ века.

  • Сонорика, сонористика, колористика.Возрастающая роль тембра. Фактурные особенности сонорики: точка, россыпь, линия, пятно, поток, полоса. Смешанные фактурные формы: шорохи, соноры-массы, соноры-дублировки. Звуковое поле и его параметры.
  • Алеаторика.Введение принципа случайности в процесс создания и исполнения музыкального произведения. Нестабильность музыкального текста. Новые способы фиксации музыкального текста.


22 мая, понедельник; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 5.  Интертекстуальные тенденции в полистилистике. Минимализм.

  • Минимализм и  «новая простота». Философские основы минимализма – идея эмансипации звука. Новое понимание музыкального времени. Техника паттернов.
  • Полистилистика. Теория полистилистики в работах А. Шнитке. Приёмы введения чужого стиля: цитата, коллаж, аллюзия.


26 мая, пятница; 18.25, 3 корпус ТГУ, 26 аудитория

Лекция 6.  Массовые жанры в музыкальном искусстве ХХ века

  • Массовые жанры в ХХ веке, значение средств массовой коммуникации в распространении, тиражировании, репродуцировании, ксерокопировании, клишировании образцов массовой культуры.
  • Многообразие определений массовой культуры: бытовая, «лёгкая», «тривиальная» (Дальхауз), «субкультура», «музыка быта», «между-музыка» (Карлос Вега). Функции массовой культуры.
  • Разновидности массовых жанров: джаз, поп-музыка, рок-музыка, мюзикл и др.


Расписание курса - Музыка ХХ века.doc