Мнемонические тренинги для химиков в рамках языкового проекта

22 Сентября 2017

Студенты второго курса химического факультета ТГУ (преподаватель – доцент ФИЯ Надежда Петрунина) приняли участие в экспресс-тренингах, посвящённых тренировке кратковременной и долговременной памяти. Проведение тренингов стало возможным благодаря Проекту «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)», направленному на формирование англоязычной среды на общеуниверситетском уровне.

Эксперимент состоял из двух этапов: сначала студентам предлагалось разгадать ребусы и ассоциативные картинки, связанные с тематической лексикой, которая изучается второкурсниками на интенсивных занятиях. При этом визуальные образы моделировались обучающимися самостоятельно, в рамках домашнего задания. Химики продемонстрировали богатство фантазии и причудливость логики, представив как простые индивидуальные ассоциации, взятые из поисковых интернет-систем, так и неожиданные решения вроде смайл-ребусов или загадок, в которых были зашифрованы не отдельные лексемы, а цельные высказывания, содержавшие изучаемое слово.

Второй этап эксперимента включал в себя декламацию текстов наизусть. Единственным условием задания было выбрать фрагмент, который  актуален и значим для выступающего, будь то стихотворение, проза, афоризм или даже таблица произведений растворимости химических соединений. После этого выступающие делились опытом и описывали мнемотехнику, которая оказалась наиболее эффективной (частотные техники обсуждались на занятиях заранее). Оказалось, что и эмоциональное выступление Михаила Ковтунова (гр. 08601), представившего на суд публики стихотворение Перси Биши Шелли, и философские размышления Карины Курманбаевой и Владислава Пака (гр. 08602), собравших «коллекции» из нестандартных афоризмов, имели под собой одну основу – постоянное повторение заучиваемого текста. Популярные мнемотехники оказались не так уж значимы при соблюдении основного условия – интереса к объекту!

А вот что говорят участники тренингов о прошедших экспериментальных занятиях:

Алёна Касьянова, гр. 08601: Творческие задания вызывают у меня больший интерес, чем простые, к которым мы привыкли со школы. Мне нравится, что у нас есть право выбора, например, когда надо выучить наизусть стихотворение/цитату или прозу на заданную тему. Легче учить то, что тебе действительно по душе. При составлении ребусов легче запоминать выражения, так как вся группа зашифровывает одинаковые словосочетания и из-за этого мы их проговариваем несколько раз подряд, а моя память работает именно на повторение. При проверке творческих домашних заданий в аудитории стоит жизнерадостная атмосфера, а в 6-8 вечера это надо как никогда!

Юлия Кладова, гр. 08601: Я считаю, что разучивание стихотворений или текстов наизусть действительно развивает нашу память. Гораздо проще учить английский язык с помощью различных упражнений: ребусы, тексты песен, стихи. Мне понравилось подобное мероприятие. Учить стихотворение было несложно, стоило только читать его вслух, расхаживая по комнате. Сложнее было рассказать перед публикой (пусть и небольшой). Я действительно рада, что смогла преодолеть это небольшое испытание.

Анастасия Мошкина, гр. 08601: Мне безумно нравятся задания, в которых можно проявлять фантазию. Именно благодаря таким заданиям я могу наконец включить мозги и начать думать. Объясню, что я имею в виду. Например, возьмем ребусы. Казалось бы, просто берёшь слово и шифруешь, но нет. Нужно же еще придумать, каким образом шифровать это слово. И начинается мыслительный процесс: «А может, картиночки? Или может фотографии знаменитостей? Нет, нужно то, что все точно узнают. Точно, смайлики!» Так было у меня. С этим определились. Думаешь, что уже конец? Не тут-то было! Если дано слово, то нужно сделать так, чтобы шифрованное написание этого самого слова совпало с его реальным написанием. А это не так-то просто.

Далее, учение отрывка из фильма/песни/стихотворения показалось мне простым заданием, ведь можно же было брать вообще любой отрывок. Что может быть проще? Но снова нет. В это задание каждый из нас вложил часть своей души, как бы пафосно это ни звучало. Мы старались выбирать то, что нам интересно, что когда-то вызвало у нас какие-то чувства, будь то переживание, страх, волнение, вдохновение или умиротворение. И когда рассказываешь именно твой отрывок, то эмоции, которые наполняли тебя во время первого знакомства с ним, вновь возвращаются. Благодаря таким заданиям можно хоть немного «выпустить пар» и расслабиться в бешеном учебном темпе. Но не только эмоциональная сторона данного задания важна. Мы же всё-таки учимся. У меня визуальная память, поэтому, когда я пытаюсь запомнить слово, я стопроцентно запомню его написание. Это действительно круто, ведь в школе диктанты по английскому вызывали у меня только ужас. Таким образом, задания, которые направлены не на зубрежку, а на интерес, будут в тысячу раз полезнее и помогут приумножить желание учиться!

Анастасия Силина, гр. 08602: Занятие вышло одним из самых интересных и главное – полезных за весь курс интенсива. Мне понравилось, что практически все ребята были вовлечены в процесс, это значит, что процесс самостоятельного выбора фрагментов для чтения наизусть был гораздо интереснее чтения наизусть предложенных отрывков. Для меня это большой плюс, потому что это дало волю выбора и мне, и каждому из ребят в группе. Некоторые выучили длинные фрагменты, а некоторые и вовсе несколько цитат, поэтому стало очевидным, что вся группа была вовлечена в процесс подготовки к занятию.