На Совете музеев ТГУ подведены итоги внутреннего аудита учетно-фондовой деятельности университетских музеев и подразделений музейного типа

19 Октября 2018

16 октября состоялось второе заседание Совета музеев ТГУ. Представители музейного сообщества, факультетов и образовательных институтов университета заслушали отчет об итогах внутреннего аудита учетно-фондовой деятельности музеев и подразделений музейного типа. Итоги работы большой группы экспертов в области музейного дела и сотрудников университета членам Совета музеев представил руководитель группы аудита – доцент кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры Денис Загоскин.

В составе группы аудита работали специалисты в области музейного учета и хранения муниципальных и областных музеев г. Томска и г. Северска. Коллектив в составе 27 человек в течение четырех месяцев (март-июнь 2018 г.) изучал состояние учетно-фондовой деятельности университетских музеев и подразделений музейного типа по следующим направлениям:

· базовые параметры фондовых собраний музеев (состав, структура, численность) и состояние их контроля в музеях университета;

· состояние учётных процессов в фондовых собраниях музеев университета и производство необходимых документальных форм музейного учёта в них;

· условия хранения музейных предметов в музеях университета;

· состояние обеспечения безопасности музейных предметов в музеях университета (охранная и противопожарная защита).

В ходе аудита было установлено, что выявленные проблемы имеют системный характер. Фондовая деятельность музеев нуждается в нормализации в соответствии с законодательством РФ. Решение выявленных проблем встречает существенное препятствие в виде сложившейся в университете структуры управления музеями, в настоящее время фрагментированной и рассыпанной между структурными подразделениями университета. Оптимальное решение выявленных проблем группа аудита видит в объединении деятельности музеев в рамках Музейного комплекса ТГУ с общей системой управления, с одним главным хранителем, одной экспертной фондово-закупочной комиссией, общим учётным потоком, единой базой в Госкаталоге Музейного фонда РФ, общей системой распределения ответственности, общей структурой постоянного хранения и интегрированным регламентом фондовой деятельности, с общими программами нормализации условий хранения, повышения квалификации, развития музейных коммуникаций.

Поскольку истоки проблем, выявленных в ходе аудита учетно-фондовой деятельности университетских музеев и подразделений музейного типа, находятся в области управления, решено проанализировать, как осуществляется управление музеями в целом, и по отдельным направлениям музейной деятельности, в частности. Для решения этой задачи приказом ректора № 912 / ОД от 01.10.2018 г. с 1 по 31 октября 2018 г. проводится второй этап аудита музеев и подразделений музейного типа ТГУ по следующим направлениям деятельности:

·     аудит кадрового состава;

·     аудит системы менеджмента качества;

·     аудит учебной деятельности;

·     аудит научно-исследовательской деятельности;

·     аудит культурно-просветительской деятельности;

·     аудит экспозиционно-выставочной деятельности.

Результаты данных обследований должны быть получены к середине ноября 2018 г. Они помогут выявить соотношение между традиционным учебно-научным назначением университетских музеев и актуализированными изменениями в действующем нормативно-правовом регулировании музейного дела в Российской Федерации, происходящими с лета 2016 г.

Совет музеев был проинформирован о запуске второго этапа внутреннего аудита музеев.

Также на Совете музеев обсуждался вопрос приобретения компьютеров для установки в музеях автоматизированной системы учета музейных фондов «Камис». Приобретение системы было запланировано на 2018 год, однако экспертиза компьютерного парка музеев показала, что установка системы на изношенное оборудование не целесообразна. Члены Совета музеев единодушно высказались за необходимость корректировки детального плана проекта «Развитие музейного пространства как части культурно-просветительской инфраструктуры ТГУ»: приобретение компьютеров и серверов для установки автоматизированной системы «Камис» и только затем приобретение самой системы.

Руководитель проекта «Развитие музейного пространства как части культурно-просветительской инфраструктуры ТГУ» Людмила Панкратова доложила членам Совета музеев об итогах работы выставки «От берегов Темзы до вершин Алтая. Живопись и графика из фондов музеев и Научной библиотеки ТГУ», которая была организована к 140-летию ТГУ и работала в Томском областном художественном музеев с 1 сентября до 7 октября 2018 г. А также проинформировала участников встречи о подготовке выставки «Меценаты и первые коллекции университетских музеев», которая будет размещаться в Научной библиотеке ТГУ, предоставившей музеям постоянную площадку для реализации выставочных проектов.