Директор ИДО и САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ Галина Можаева представила университетскую систему онлайн-обучения на III международной конференции «Партнерство Франции и России: цифровая революция и инновационные технологии» в Париже. Участниками форума стали крупные научно-образовательные центры России и Франции, активно использующие цифровые инструменты в обучении и создающие собственные продукты в сфере e-learning.
Своим опытом внедрения технологий смешанного обучения поделились представители ведущих французских и российских учебных заведений: Школы менеджмента Гренобля, Университета Авиньона, Центральной высшей школы Парижа, Томского государственного университета, ВШЭ, РАНХиГС.
– Мир вокруг нас стремительно меняется, и образование должно
эволюционировать вместе с ним. Обучать новое поколение, используя старые
инструменты, невозможно, – говорит Галина Можаева. – Главный
тренд – это переход к смешанному обучению – сочетанию традиционных форм
(аудиторных занятий) с массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК). При
этом внедрение цифровых технологий в образовательный процесс не всегда
дает желаемый результат. Достигнуть высокого КПД можно только в том
случае, если преподаватель умеет правильно выбрать МООК и грамотно
встроить его в свой курс.
ТГУ начал развивать электронное обучение более 20 лет назад и накопил большой опыт в этой области. У вуза более 60 собственных онлайн-курсов на крупнейших образовательных платформах, они активно используются при подготовке студентов и аспирантов вуза. Например, онлайн-курсы обязательны для магистрантов программ Digital Humanities. Все аспиранты осваивают «Историю и философию науки» при помощи одноименного онлайн-курса, разработанного в университете. Использование новой формы обучения привело к повышению успеваемости на 40%. Сейчас Томский госуниверситет тиражирует свой опыт внедрения МООК, помогает вузам Сибири внедрять цифровые технологии.
– Среди ключевых тем, которые обсуждались на конференции, – трансформация университетов России и Франции и подготовка кадров для цифровой экономики, – продолжает Галина Можаева. – Безусловно, эти процессы взаимосвязаны. «Цифра» кардинально меняет мир – и образование. Появляется модель цифрового университета, который использует в обучении новые инструменты, что позволяет качественно улучшить подготовку. Впрочем, для подготовки кадров, которые необходимы стране для перехода к цифровой экономике, этого недостаточно.
Чтобы решать задачу более эффективно, в ТГУ создан НОЦ «Институт передовых образовательных технологий» – площадка для исследований и создания новых образовательных технологий и продуктов, сочетающих возможности искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа больших данных. Это поможет «строить» в России университеты 3.0, обучать с широким использованием онлайн-курсов, симуляторов, VR-лабораторий и других цифровых решений. Такой подход позволит значительно расширить набор профессиональных компетенций, нужных цифровой экономике страны, и обновлять их в соответствии с быстро растущими запросами времени.
Во время конференции Галина Можаева обсудила перспективы сотрудничества с президентом Цифрового университета экономики и управления AUNEGE Тьерри Гарро и директором по онлайн-обучению НИ ВШЭ Евгенией Кулик. Детально выстроить взаимодействие стороны планируют на конференции eStaRS, которая пройдет в Москве 5-6 декабря.
III международно-практическая конференция «Партнерство Франции и
России: цифровая революция и инновационные технологии» прошла 25-26
октября в Париже. Организатором конференции выступила РАНХиГС в
сотрудничестве с Международной ассоциацией университетских профессоров и
доцентов при ЮНЕСКО (IAUPL) и Посольством России во Франции.
Слушателями онлайн-курсов ТГУ являются жители 182 стран,
пользовательская аудитория превышает 300 000 тысяч. В 2016 году на базе
ТГУ начал работу Томский региональный центр компетенций в области
онлайн-обучения (ТРЦКОО).