Тайна китайской грамоты

30 Сентября 2015

На историческом факультете ТГУ начинается реализация проекта «Сибирь в восточной политике России в ХVII – начале XX веков». Ученые из ТГУ, вузов Красноярска, Барнаула, Китая и Монголии готовят к изданию монографию под одноименным названием. Проект посвящен 400-летию дипломатического знакомства России и Китая, которое будет отмечаться в 2018 году.

– Восточная политика России в связи с большой удаленностью восточных окраин всегда предполагала серьезную роль местной власти в лице главы Сибирского приказа, губернаторов и воевод, – поясняет декан исторического факультета Василий Зиновьев. – В монографии мы постараемся отразить вклад сибиряков в становление и развитие дипломатических отношений с восточными соседями – Китаем, Джунгарией и другими государствами.

По словам Василия Павловича, в начале ХVII века Китай считался некой мифической страной, дорогу в которую точно никто не знал. В 1618 году на восток была отправлена экспедиция под руководством томского казака Ивана Петлина с единственной целью – разведать путь до Пекина. Путешественник перевыполнил «программу»: он пересек Обь, прошел земли немирного народа – енисейских киргизов, земли восточных монголов и алтынханов, дошел до Китая, заручился поддержкой местных влиятельных вельмож…

– Императору Иван Петлин не был представлен, поскольку явился ко двору без даров, но в целом ему был оказан благожелательный прием, – рассказывает Василий Зиновьев. – Томскому казаку передали грамоту от императора, которую он привез в Москву. Однако прочесть ее никто не смог, отсюда и пошло выражение «китайская грамота» – о чем-то недоступном пониманию. Петлин составил две отписки, иначе говоря, два отчета о своем путешествии. Но верховная власть не придала документам должного внимания, и вскоре довольно успешная миссия была забыта.

Тесное дипломатическое сотрудничество началось позже. В конце XVII века произошло военное столкновение между русскими и маньчжурами, которые господствовали тогда на территории Китая. Русские потерпели поражение, многие попали в плен. Благо маньчжуры относились к русским войнам с почтением, восхищаясь их мужеством, стойкостью и бесстрашием. Пленных увезли в Пекин, где они стали частью гвардии императора. Из уважения к православной вере, которую исповедовали русские, была построена церковь, а из России была направлена первая миссия во главе с архимандритом Иларионом.

В течение двух с половиной веков в Китае сменились 20 глав церковной миссии. Священнослужители, руководители миссий становились выдающимися востоковедами, наиболее известные из них Иакинф Бичурин (1777–1853),Павел Каменский (1765–1845). Их собрания насчитывают сотни рукописей на китайском и маньчжурском языках, их исследовательские труды бесценны как для российской, так и для мировой науки. Постепенно церковная миссия стала выполнять и дипломатические функции.

– Интерес к событиям на востоке в Европе всегда был большой, – отмечает Василий Зиновьев. – Первыми морской путь в Китай проложили голландцы и португальцы. Чтобы с ними не сталкиваться, англичане искали альтернативный путь по суше, поэтому были заинтересованы в любой информации. Этим объясняется то, что отписки Ивана Петлина были переведены на европейские языки. Таким образом, отважный сибиряк, хоть и не получил должного признания на родине, сыграл видную роль в налаживании отношений между Востоком и Западом.

Помимо Ивана Петлина другие сибиряки – губернаторы, воеводы, купцы – также способствовали возрастанию геополитического значения Сибири и для России, и для всего мира. Их заслуги также найдут свое отражение в монографии, которая сейчас готовится к изданию.