Ведущие круглого стола:
Петрова Галина Ивановна, доктор философских наук, профессор философского факультета ТГУ
Зоткин Андрей Олегович, кандидат философских наук, доцент факультета психологии ТГУ
Вопросы для обсуждения:
Исследовательский университет – новая модель, или этап развития классического университета?
По каким параметрам (критериям) исследовательский университет отличается от классического?
Начало мероприятия: 16-00. Место проведения: 4 корпус, аудитория 022.
Подробнее
Аннотация содержания проблематики круглого стола
Трансформации современного университета, выражающиеся в возникновении рядом с классическим университетом других университетских форм, в изменении соотношения его функций – исследования и образования, – в содержательных поворотах его идеи и миссии, критериев и оценки деятельности, проявляются эмпирически и требуют аналитики и рефлексии. Как ответ на ностальгию по классическому университету развёрнуты исследования, связанные с поиском возможности сохранения университетской классики в современных – неклассических – условиях. Общим лейтмотивом в поиске ответов на поставленные вопросы является констатация его «руин» (Б. Ридингс). Классический университет в неклассическое время обрекается на «руины», в которых слышится «отходная по эре профессора» (Ж.-Ф. Лиотар).
Проблематика круглого стола состоит в том, чтобы осмыслить возникшее противоречие, когда, с одной стороны, современность требует новые модели университета. С другой, – возникает вопрос о релевантности их плюрализма тому историческому феномену, который уже более 800 лет именуется «университет». Рассматривая данную проблему ведущие круглого стола, исходят из понимания миссии университета в интеллектуализации общества в поисках путей и способов совершенствования мира, общества, культуры и человека. Данная миссия по-разному формулировалась в работах по осмыслению роли и функции университета на протяжении нескольких столетий в работах В. фон Гумбольдта, М. Вебера, Т. Парсонса и др. авторов. Университет как источник будущего нашел выражение в метафоре Б. Ридингса о том, что университет должен «грезить» о будущем.
Изменения классического университета, его новый этап развития или новая модель требует осмысление изменения содержания основных параметров (критериев) классического университета:
1. Фундаментальные научные исследования и дисциплинарная парадигма развития научного знания. Ориентация на исследование подлежащего познанию мира природы (мира Ньютона).
2. Фундаментализация образования как возведение-обучение студента к всеобщим основам подлежащего исследованию мира – его законам, вечным, неизменяющимся, внеисторичным, удерживающим его в единстве и независимым от человека.
3. Автономия и свобода в фундаментальной сфере научного поиска, «уединение» профессора и студента, предпочтение «чистой науке», «образованию ради образования».
4. Прагматизм, основанный на ценности истины и познания, что отвергает различные утилитарные формы знания.
5. Гуманитаризация образования, обеспечивающаяся не только специфически гуманитарными факультетами, но и особым гуманистическим духом университетской ауры. Духовно-гуманитарный характер образования рассматривается в качестве национальной этической и эстетической традиции университета
6. Элитарность образования, образование не для масс, а для интеллектуальной элиты общества, для «посвятивших себя познанию».
7. Профессиональное становление студента через усвоение предметного характера и содержания образования, изучения наук в условиях генезиса индустриального мира.
С момента появления классической модели университета содержание данных параметров изменилось. Сегодня актуализируется вопрос о том, трансформируется ли классический университет в исследовательский, или мы находимся в ситуации нового этапа развития модели классического университета? Как меняются состав и содержание критериев исследовательского университета, по отношению к классическому?