Ученые ТГУ совершенствуют систему управления беспилотных автомобилей

15 Марта 2017

Аспирант радиофизического факультета Виктор Копьев разрабатывает формирователь импульсов для беспилотных автомобилей, с помощью которого система управления сможет «видеть» все объекты на расстоянии до 500 метров. У существующих аналогов дальность работы составляет всего 200 метров.

Формирователь импульсов аспирант создает на основе лавинного S-диода – полупроводникового прибора, обладателем патента на который является Томский государственный университет. S-диод имеет малый размер. Также он потребляет мало энергии и сможет работать даже от батарейки.

 – В схемах импульсного питания беспилотных автомобилей ключевым элементом сейчас является транзистор или диод с накоплением заряда, мы предлагаем использовать S-диод, что позволит улучшить технические параметры устройств, – говорит Виктор Копьев.Генератор импульсов подает сигнал на антенну, она посылает его на расстояние. Электромагнитная волна отражается от объектов и возвращается. Таким образом, автомобиль измеряет расстояние до объекта.

С помощью S-диода «беспилотник» сможет опознать объекты, находящиеся от него на расстоянии до 500 метров. Сейчас автомобили «видят» только предметы на расстоянии до 200 метров. Еще одно преимущество системы, разрабатываемой аспирантом ТГУ, – она сможет работать в туман и дождь.

– Системы технического зрения, установленные сейчас на беспилотных автомобилях, плохо «видят» в плохую погоду (дождь, снег, туман), а также при загрязнении датчика, так как их работа основана на оптических камерах и лидарах, – говорит Виктор Копьев. Наш модуль работает в области СВЧ-диапазона, поэтому сможет эффективнее устанавливать расстояние до объекта при различных погодных условиях.

Лавинные S-диоды

Проект Виктора Копьева получил поддержку программы «УМНИК НТИ» (рынок AutoNet). Согласно условиям программы, в течение двух лет ученый должен сделать готовый формирователь импульсов на основе S-диода. Потенциальными покупателями компактных модулей аспирант называет крупные концерны, в которых разрабатываются собственные системы автопилота: Google, TeslaMotors, «КАМАЗ» совместно с CognitiveTechnologies и другие.

– Наша разработка может дать новый принцип построения эффективного, недорогого и компактного модуля для сверхширокополосной локации, что в дальнейшем позволит выпустить на рынок конкурентоспособный инновационный продукт широкого применения, – отмечает аспирант.

Добавим, научным руководителем аспиранта является старший научный сотрудник лаборатории функциональной электроники Илья Прудаев.