Историки: ученых России и Франции объединяет дружба с коллегами

12 Февраля 2018

Доценты ИФ Михаил Грибовский и Александр Сорокин продолжают свое исследование профессиональной идентичности преподавателей разных стран в рамках мегагранта Правительства РФ по проекту «Человек в меняющемся мире». Они опросили исследователей из Франции и России и выявили, что в обеих странах ученые включают в личный круг общения коллег по работе, в отличие от британских коллег, которые предпочитают сохранять формальные отношения.

Историки ТГУ взяли 25 глубинных интервью у французских ученых и госслужащих Министерства образования Франции. Респондентами стали профессора, преподаватели и исследователи из 12 университетов и Гранд Эколь Парижа, Лиона, Руана, Тулузы. Ранее они опросили более 50 преподавателей московских и сибирских вузов.


Исследователи выявляли факторы, оказывающие влияние на выбор профессии, представления об уровнях оплаты труда и нагрузки, престижности профессии, этических нормах взаимоотношений внутри профессионального сообщества, определение вероятности и возможных причин смены профессии.

Общими чертами в профессиональной идентичности французских и российских преподавателей высшей школы являются осознание значимости soft skills (навыки проектного менеджмента, финансового планирования, тимбилдинга) и digital skills, – отметил Александр Сорокин.Также интересно включение в личный круг общения коллег по работе, в то время как среди британских преподавателей преобладают рабочие, а не дружеские отношения. Это связано с высоким уровнем конкуренции и академической мобильности, вследствие чего профессора в Великобритании часто меняют место работы.

Российских и французских преподавателей также объединяет высокая степень бюрократизации высшей школы, осознание барьеров во взаимоотношениях с администрацией, а также понимание необходимости корректировки деятельности в связи с приоритетами государственного финансирования.


Особенной чертой французских преподавателей является приоритет сетевой формы взаимодействия с коллегами из других научных и образовательных учреждений, как правило без выхода за национальные рамки, – отметил Александр Сорокин. – Также для них характерно формирование профессиональной идентичности не только через занимаемую должность, но и через идею «служения» и «ответственности» перед обществом.

Французские преподаватели считают, что в их профессии есть ряд достоинств и недостатков. К плюсам они относят интеллектуальную свободу, высокую степень удовлетворения от интересной работы, от участия в создании нового знания и от успеха учеников. Также им интересны возможности коммуникации с интересными людьми и постоянное интеллектуальное совершенствование. В то же время минусами своей работы они считают перезагруженность преподавателя административной работой и невысокую заработную плату.

Исследование проходит в рамках мегагранта Правительства РФ по проекту «Человек в меняющемся мире», по программам академической мобильности и стипендии И.И. Мечникова (Посольство Франции в РФ). Антропологи уже провели 20 глубинных интервью с преподавателями Великобритании из лидирующей группы вузов, входящих в топ-100 мирового рейтинга, – университетов Бирмингема, Лидса, Манчестера, Шеффилда, Глостершира и Центрального Ланкашира.