Уникальный путь развития

19 Февраля 2015

18 февраля в ТГУ стартовал международный экспертно-аналитический семинар «Организация образовательной деятельности в исследовательском университете». Открылось заседание выступлением проректора по учебной работе НИ ТГУ Виктора Дёмина, который обозначил задачи и круг вопросов, которые необходимо решить в ходе семинара.

В частности, предполагается выявить, какие образовательные программы могут обеспечить университету выход на уровень международной конкурентоспособности, какие условия необходимы для эффективной образовательной деятельности. В списке обсуждаемых тем – организация партнерств университетов и бизнес-структур в области подготовки и переподготовки кадров.

– Мероприятие запланировано как первое в цикле подобных семинаров в рамках программы аналитического сопровождения проекта ведущих исследовательских университетов (ВИУ), – рассказала заместитель проректора по учебной работе НИ ТГУ Елена Суханова. – Общий замысел таков: в течение года аналитическая группа собирает материал, на проектных стратегических сессиях он обрабатывается. Затем мы аккумулируем списки наших задумок и затруднений и приглашаем к обсуждению экспертов, которые близки нам по духу и являются лучшими в этой сфере. Тематику первого семинара мы определили как «Построение образовательной модели в университете».

Как отметила Елена Суханова, тема оказалась очень актуальной и востребованной. Предварительно в ТГУ эта тема обсуждалась с разными экспертами, в частности, 17 февраля в вузе закончился стратегический семинар с экспертами Сколково. С 19 февраля в университете работают представители Тьюторской ассоциации, Ассоциации содействия науке и наши коллеги и друзья по исследовательской программе с Белорусского госуниверситета. Кроме того, к обсуждению вопроса соединения преподавательской и исследовательской методик привлекли Пола Джозефсона, профессора колледжа Колби (г. Вотервиль, штат Мэн, США), который давно работает с историками ТГУ. В четверг к работе семинара присоединятся представители системы общего образования, а в пятницу – школы и центры дополнительного образования.

У аналитической группы ТГУ уже обозначены элементы желаемой образовательной модели, но это пока концептуальные задумки.

– У нас сейчас образовательная программа организована так, что если студент поступил на специальность «Управление персоналом», он управленцем и останется, – говорит руководитель Центра развития качества образования НИ ТГУОльга Калачикова. – При этом студенты все разные: кто-то поступил с высокими баллами, кто-то совершенно не гонится за баллами и учится на платной основе. И мы понимаем, что для лучшего результата обучения они должны посещать разные курсы, иметь возможность встречаться с разными преподавателями, прослушать, например, курс менеджмента на экономическом и психологическом факультетах и сравнить, где лучше. Но мы пока этого сделать не можем, потому что должны соответствовать программе. И нам нужно в новой модели предусмотреть такую возможность, когда в своей траектории обучения студент выбирает дополнительные курсы, на других факультетах, участвует в проектных группах, берет курсы дополнительного образования, в общем, развивается по тому пути, который он считает лучшим.

На сегодня задача семинара – попытаться вместе с экспертами выработать реальные проектные ходы, которые дальше будет вести Центр развития качества образования ТГУ и лаборатория инноваций в образовании. При этом эксперты, такие как, например, президент Межрегиональной тьюторской ассоциацииТатьяна Ковалева, отмечают, что Томский университет должен выбрать свой определенный путь для достижения успеха, а не гнаться за европейскими вузами. В итоге должен получиться целостный проект, который будет отражен в дорожной карте университета.

Добавим, что программа развития образования затрагивает и обучение в школах. 20 февраля одной из обсуждаемых тем станет взаимодействие университета и школ в области сетевых образовательных программ, 21 февраля участники семинара и эксперты вместе с командой компании «Иннопрактика» обсудят проект «Томский Межвузовский лицей».