МООК - принять, нельзя игнорировать

25 Марта 2015

В ТГУ состоялась первая Сибирская школа с международным участием «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение». В ней приняли участие более ста человек как очно, так и в режиме онлайн. Так, в ТГУ приехали гости из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Читы и других городов. Дистанционно в школе участвовали представители многих вузов из программы 5-100. Спикерами стали представители зарубежных и российских МООК-платформ, таких как Coursera, Лекториум, Универсариум.

- Школу мы решили организовать по двум причинам, - рассказывает Галина Можаева, директор ИДО ТГУ. – Во-первых, наша команда разработчиков МООК увлеклась своим делом и добилась хороших результатов: несколько онлайн-курсов ТГУ были выложены на платформу Лекториум и пользуются популярностью у слушателей. К нам стали обращаться преподаватели из других университетов с просьбой поделиться опытом создания МООК. Во-вторых, мы объявили в ТГУ новый конкурс по отбору педагогических сценариев для МООК, поэтому решили собрать потенциальных авторов и посвятить их во все технические, творческие, организационные тонкости разработки онлайн-курсов.

Что такое МООК, какова история их появления? Каковы особенности съемочного процесса видео-лекций? В чем преимущества онлайн-курсов перед традиционными лекциями? Какой должна быть структура и содержание МООК? Как проводить аттестацию слушателей? Как решать вопросы монетизации МООК? Кто должен входить в команду создателей МООК? Сколько времени, сил и средств необходимо для производства такого продукта? Как его использовать в учебном процессе? Об этом и многом другой узнали участники Сибирской школы МООК.

По словам Галины Можаевой, в создании МООК участвуют не только профессионалы от науки и образования, но и от телевидения – специалисты в области съемки, монтажа, режиссуры. Поэтому на выходе получаются мини-фильмы длительностью 7-12 минут, которые по качеству не уступают документальным и даже короткометражным художественным картинам. Разуемся, они привлекают потенциальных слушателей: количество пользователей МООК сегодня растет в геометрической прогрессии. Интересно, что онлайн-курсы – это не только современные образовательные ресурсы, но и эффективный маркетинговый инструмент.

- Качественный МООК рождается благодаря синтезу артистизма, энергии преподавателя и мастерства телевизионщиков, - отмечает Галина Васильевна. – Получается уникальный продукт, который смотрят тысячи людей. Например, на курс Нины Агаповой«Русский язык как инструмент успешной коммуникации» записалось 2839 человек из 30 стран мира, а на курс Олега Лукьянова и Анастасии Шушаниковой«Гениальность. Одаренность. Посредственность» - 2664 человека из 25 стран мира. Сейчас этот курс переведен на английский язык и выложен на европейскую платформу iversity.org. Разумеется, это будет способствовать повышению узнаваемости и продвижению бренда нашего университета за рубежом.

Генеральный директор просветительского проекта Лекториум Яков Сомов в свою очередь отметил, что МООК отлично подходят для профориентации школьников, также они помогают бакалаврам определиться, какую программу выбрать для обучения в магистратуре. Важную роль тут играет личность преподавателя, его манера подачи материала, стиль общения со студентами. Запуская онлайн-курсы своих лучших преподавателей, вуз может отбирать наиболее талантливых, умных, мотивированных абитуриентов, магистрантов, аспирантов, постдоков и сотрудников.