Ученые ТГУ объяснили, почему 75% стобалльников уезжают из Томска

21 Августа 2019

Ученые ТГУ объяснили, почему более 20% всех томских выпускников и 75% стобалльников ежегодно уезжают поступать в вузы других регионов. Причина — в большом разрыве контрольных цифр приема (КЦП) в томских университетах с выбором предметов для сдачи ЕГЭ у школьников. Свои выводы и решения команда представила на образовательном интенсиве «Остров 10-22».

По результатам ЕГЭ в среднем Томская область показывает результаты на 4 балла выше, чем по России, что является показателем качественного образования. Кроме того, за последние годы у нас увеличилось количество стобалльников по физике (в 2018 году было 3 человека, а в 2019 — 11), по химии (4 — в 2018 году и 17 — в 2019) и по информатике (4 — в 2018 году и 5 — в 2019). Однако при неизменном числе КЦП общее количество студентов в Томске уменьшается, более того, 75% стобалльников поступают в вузы других регионов, — рассказал заведующий университетской лабораторией наук о больших данных и проблемах общества Вячеслав Гойко.


Проанализировав открытые данные по набору, региональные информационные системы и социальные сети, учёные выявили разрыв между КЦП вузов и интересами самих школьников. Так, по данным 2018 года самые большие КЦП по томским вузам на физику — 2353. При этом физику сдают 1192 человека, треть из них не набирает проходной балл, и образуется огромная вакансия для иногородних студентов — более 1,5 тысячи бюджетных мест. С обществознанием ситуация обратная: в 2018 году этот предмет сдавали 2415 выпускников, а КЦП — всего 678, то есть 1737 человек либо учатся платно, либо уезжают из региона.

Ежегодно в Томской области выпускаются более 5000 старшеклассников, из них 10% уезжает в Москву и Петербург, также уезжают в соседние Новосибирск и Красноярск, некоторые выбирают Краснодарский край, — рассказал Вячеслав Гойко. — Если говорить о стобалльниках, то в 2018 году уехали 37 человек из 52, а в 2019 году 46 из 62. То есть 75% стобалльников уезжают из региона.

По мнению учёных, решением проблемы миграции должно стать усиление профориентации по физике, создание среды для вовлечения выпускников в сферы экономики будущего, использование потенциала соцсетей в рекрутинге и формирование индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интересами выпускников.

Для Томской области главная задача – удержание талантов для развития экономики региона, тем более у нас есть свои сильные вузы. Одно из решений — учитывать личностные особенности каждого ребенка при проведении профориентации, что сделает её более эффективной. Все это, в конечном итоге, поможет ребенку стать более успешным, — подчеркнул Вячеслав Гойко.

Еще одно из решений – более таргетированый рекрутинг абитуриентов. Решением этой задачи в ТГУ занимается команда под руководством Артёма Фещенко.

Сотрудники ТГУ активно работали на образовательном интенсиве «Остров 10-22», который проходил в Сколковском институте науки и технологий (Сколтехе). По результатам отбора 11 сотрудников обучались на «Острове», а еще 10 преподавали и представляли кейсы вуза, связанные с подготовкой IT-кадров для цифровой экономики. 
На «Острове» Вячеслав Гойко и директор межрегионального суперкомпьютерного Сергей Орлов вместе с зам. губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмилой Огородовой и проректором по информатизации и оценке качества образования ТОИПКРО Борисом Илюхиным провели мастер-класс по управлению на основе данных в связи с цифровой трансформацией региона.