9 шагов к успеху (инфографика)

10 Апреля 2015

20-21 марта в Томске прошло заседание Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в мировом научно-образовательном пространстве, работой которого руководил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Свои «дорожные карты» по выполнению программ повышения конкурентоспособности на 2015-2016 годы членам совета представили 15 ведущих университетов России, участников Проекта «5-100». Самые высокие оценки итогов первого этапа (2013-2014 гг.) выполнения программы и защиты новых «дорожных карт» получили четыре высших учебных заведения: ТГУ, ИТМО, ВШЭ и ТПУ.

Об итогах мероприятия рассказывает проректор по программам развития университета Дмитрий Сухушин.

- Дмитрий Валерьевич, прежде всего, поздравляем наш университет с этой победой! И расскажите, пожалуйста, чем все же ТГУ удалось покорить членов Международного совета?

- Спасибо! Хочу подчеркнуть, что такой успех стал возможен только благодаря усилиям всего университетского сообщества – и сотрудников, и студентов. Для университетов решение Международного совета имело значение, поскольку оно определяло их место среди ведущих вузов, степень участия в проекте и ресурсы развития на ближайший период. Защиты дорожных карт проходили жестко, совет критично оценивал результаты программ, целевые модели, стратегии развития, выбранные приоритеты и управленческие команды, представлявшие «дорожные карты», - проверку на прочность университеты проходили с разных сторон. Мы не стремились покорить членов совета, мы ставили для себя задачу убедить совет и руководство министерства в нашем праве на собственную модель развития, показать университетскую среду, потенциал и перспективы университета.

Переосмысление и уточнение целевой модели университета, которое проходило с участием значительного числа сотрудников (проведено пять стратегических сессий, более 20 семинаров), – один из результатов выполнения программы.

В основании целевой модели лежат базовые ценности ТГУ, определяющие его уникальность как классического университета: классичность, фундаментальность, открытость. Реализация ценностей в основных процессах, характеризующих исследовательскую направленность университета, - образование, наука, инновации – обеспечивает главную цель деятельности университета – достижение высокого качества жизни человека и общества. Реализация программы повышения конкурентоспособности позволяет сформировать дополнительные условия, необходимые для становления университетов мирового класса: обилие ресурсов, концентрацию талантов и эффективное управление.

Таким образом, сочетание трех оснований описанных выше (нацеленность на качество жизни, реализуемая базовыми процессами университета, уникальные преимущества классического университета и необходимые условия для достижения уровня университета мирового класса), приводит к формированию многомерной матрицы взаимосвязей («геном университета»), которые интерпретируют соответствующие университетские практики и являются основными элементами новой уточненной целевой модели университета. Именно сочетание данных элементов целевой модели определяет содержание университетских политик, процедур и механизмов реализации Программы повышения конкурентоспособности ТГУ.

Будучи хозяевами и одними из организаторов мероприятия, мы должны были представить университет членам совета во время трех с половиной часов экскурсии. Посещение университета было организовано как представление элементов целевой модели: интеграция науки и образования, интернационализация, сетевое взаимодействие, трансдисциплинарность, индивидуализация, исследовательский тип мышления, образовательные инновации, инновации полного цикла.

Надо сказать, что Томск воспринимался рядом членов совета, участников проекта, как провинциальный город, который чуть ли не случайно попал с двумя университетами в Проект «5-100». И поскольку этот проект предусматривает «игру на выбывание», томские вузы находились под особым наблюдением и должны были пройти серьезную проверку на прочность. То, что члены совета увидели в университете, общение с преподавателями, исследователями произвело на них сильное впечатление. Ознакомившись с университетом не только по отчетам, они пришли к убеждению, что изменения не являются имитацией, есть значимая масса людей, понимающих, что такое университет мирового класса, имеющих амбиции сделать свой вуз таким и возможность эти амбиции реализовать.

- Какие теперь первостепенные задачи стоят перед нашим университетом?

- С учетом сложившихся экономических реалий, очевидна задача, которая ставится в «дорожной карте» - создание инновационной экосистемы, которая обеспечивает конвертацию наших знаний в экономические и социальные блага. Для этого необходимо создать инновационный интерфейс между университетом и технологическими глобальноориентированными компаниями, которые участвуют в создании экономики знаний и видят в университете источник своего развития и конкурентных преимуществ. В ближайшие два года фокусом развития университета, в соответствии с программой, станет качество жизни – именно эта тема является ключевой для экономики будущего и будет центральной для нашей исследовательской деятельности. В связи с этим, особое внимание будет уделяться развитию медицинского направления, созданию центра трансляционной медицины.

Также усилия будут направлены на создание среды, которая обеспечит максимальные условия для саморазвития сотрудников и студентов, наращивания профессиональных компетенций, для поддержки инициативы и активности сотрудников – чему в нашем университете всегда уделялось большое внимание. Речь идет, например, о личной самореализации, а также о профессиональном обучении, стажировках, о поддержке кооперации с ведущими исследовательскими центрами, реализации совместных международных образовательных программ.

- ТГУ включил в свою программу на равных условиях гуманитарные направления. Как эксперты отнеслись к этому?

- Социогуманитарное направление – необходимая сторона классического, полноценного университета, и значимый источник трансдисциплинарных, комплексных исследований. У наших гуманитариев, к сожалению, пока недостаточно сильные позиции в международных исследовательских сообществах, но при этом очень высокий потенциал, который подтверждается достижениями на национальном уровне и способностью быстро осваивать международные форматы деятельности. Необходимо было значительно увеличить количество публикаций в журналах, входящих в международные базы, активнее заняться развитием исследовательских программ, которые являются актуальными с точки зрения современных тенденций мировой науки. За прошедший год в этом направлении было много сделано, это подтверждается публикациями, достижениями и было отмечено экспертами. Нам удалось подтвердить, что выбранный путь – не только результативный, но и перспективный.

- Дмитрий Валерьевич, для того, чтобы принять участие в данном проекте, предстояло провести большую и многогранную работу…

- Действительно, за год с небольшим коллектив университета проделал огромную работу, интенсивность жизни и участие в жизни университета возросли многократно, изменения и достижения очевидны и значительны. Именно это является основой нашего общего успеха, хочу поблагодарить всех, кто приложил для этого свои силы, знания и опыт.

Дело и в том, что только нахождение в этой программе позволяет сегодня иметь необходимые ресурсы для развития. По сути, в России сейчас выделяются несколько университетов-лидеров, где будут заниматься научными исследованиями, создавать передовые технологии и которые будут продвигать российское образование и науку в условиях глобализации и возрастающей конкуренции. Остальные университеты получат региональный статус и минимум финансирования для поддержания образовательной деятельности.

Коллектив университета свой выбор сделал, и он не мог быть иным, поскольку Томский университет изначально создавался как университет мирового класса. И нужно сказать, что, судя по оценке деятельности ТГУ и восприятию университета со стороны сообщества ведущих университетов, он был правильным и своевременным. 

Графика "9 шагов создания инновационной экосистемы университета"