Художник-реставратор Регионального центра консервации документов Вероника Журавлёва в январе прошла стажировку в лаборатории научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа. Эта поездка стала продолжением сотрудничества Томского госуниверситета и Научной библиотеки со специалистами Эрмитажа. Вероника Журавлева, имеющая большой опыт работы с графическими произведениями повышенной сложности, изучала новую методику реставрации восточной живописи на редком материале – тетрапанаксе.
– Стажировка включала не только знакомство с реставрационными материалами, инструментами и оборудованием. Главной частью стала практическая работа, – рассказала Вероника Журавлева. – Я реставрировала две живописные работы из фондов Эрмитажа – китайские миниатюры в технике клеевой живописи из «Альбома с живописью на «рисовой бумаге». Китайские картины на «рисовой бумаге», очень популярные в ХIХ веке среди иностранных торговцев и моряков, выполнялись на спиле дерева Tetrapanax papyriferum (тетрапанакс бумажный). То есть «рисовая бумага», по сути, бумагой и не является. Уникальность этих живописных миниатюр обусловлена особой структурой поверхности спила дерева.
Для создания «рисовой бумаги» ствол дерева распиливали на небольшие куски, очищали от коры и расслаивали сердцевину, развертывая специальными инструментами. Развернутую ленту сердцевины разрезали на листы необходимого размера и выравнивали под прессом. На этих листах и писали живописные миниатюры. Тонкий спил древесины тетрапанакса состоит из множества сотообразных ячеек и не имеет годичных колец. Эффект «парения» живописного изображения на спиле тетрапанакса обусловлен именно такой структурой поверхности: краска, проникая в поры необычной древесины, набухала, образуя небольшой рельеф; преломление света в структуре бумаги и необычайно ярких, плотных красителей также усиливало этот удивительный эффект.
– Сложность работы с этим материалом в том, что со временем, высыхая и утрачивая свою природную плотность, спил приобретает чрезвычайную хрупкость, становится сухим и ломким, – пояснила Вероника Руслановна. – Древесина, имеющая склонность к пожелтению, резко реагирует на увлажнение: при попадании влаги на поверхность тетрапанакса происходит деформация, съеживание волокон. Приходится учитывать состояние живописных миниатюр, специфику фактуры и материала, проводить микроскопические исследования, применять разнообразные традиционные и современные материалы.
По результатам стажировки Вероника Журавлева получила допуск к проведению полного комплекса реставрационных мероприятий. Приобретенная квалификация позволит реставрировать художественные работы, хранящиеся в Научной библиотеке ТГУ в составе архива Г.Н. Потанина, исследователя Сибири и Центральной Азии, а также в составе книжного собрания А.А. Белоголового, иркутского купца, потомственного почетного гражданина г. Тяньцзиня (Китай). Серия выполненных на тетрапанаксе японских и китайских гравюр хранится в фондах Музея археологии и этнографии ТГУ им. В.М. Флоринского.
Лаборатория научной реставрации восточной живописи основана в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) в 1998 году. Основная задача – проведение работ по реставрации живописи стран Азии и Востока. В лаборатории развиваются три основных направления: китайская живопись, японская живопись и тибетская живопись. Заведует лабораторией со дня ее основания художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения Елена Шишкова.
Фото: НБ ТГУ