В ТГУ тестируют модели нового образования в формате 2+2+2

23 Апреля 2020

Три подразделения Томского государственного университета – ВШЖ, ФИПН и HITs – представили новые образовательные модели, которые можно реализовывать в формате 2+2+2. О возможности перехода высшего образования на новую систему, при которой студент может менять направление обучения как после бакалавриата, так и после 2-го курса, заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в январе 2020 года.

Система 2+2+2 уже используется в ведущих университетах Европы, США, Китая и Японии, частично она представлена и в некоторых российских вузах. В ТГУ несколько лет тестируются новые образовательные модели: так, вуз одним из первых в стране запустил реинжиниринг образования для разных специальностей с учетом особенностей классического университета.

Гибкий подход

Новые запросы рынка труда подразумевают, что высшее образование должно быстро реагировать на эти изменения: в подходах, технологиях, скорости подготовки специалистов. Объявленная президентом новая модель бакалавриата и магистратуры 2+2+2 возникла как реакция на эти требования. С другой стороны, специалисты отследили и запрос студентов: они настроены на раннюю профессионализацию и стремятся как можно скорее выйти на рынок труда и зарабатывать. Новая система должна стать более динамичной и более открытой для изменений.

В этой системе студенты смогут менять свою специализацию не только после бакалавриата, то есть при переходе в магистратуру, но и после 2-го курса. Для этого должны быть разработаны «точки входа» во все программы и переходные периоды, которые позволят студенту при смене направления комфортно влиться в новую специальность.

Основное противоречие, которое мы наблюдаем сейчас: как совместить запрос на раннюю профессионализацию с возможностью гибко менять траекторию обучения. Если выбирать какой-то единый подход, то на одном курсе оказываются талантливые школьники, четко сделавшие свой выбор и готовые к учебе на конкретную профессию, и те студенты, которые не до конца осознали, правильный ли выбор они сделали – и им нужны возможности для маневра. Недовольными при едином подходе останутся и работодатели. Сейчас обсуждается уже не только модель 2+2+2, но и другие: 1+3 – широкое ядро (общеобразовательная программа) и 3 года профессионализации; 1+2+1 – широкое ядро (общеобразовательная программа), 3 года профессионализации и две специальности на выходе; 1+3 – возможность смены образовательного трека после 1 курса профессиональной школы, – отмечает проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков.

Сила классического университета в разнообразии: поскольку одна модель не может быть применима к разным факультетам, в университете тестируют несколько вариантов.  

Что предлагается: модель профессиональной школы и модель «широкого бакалавриата»

В ТГУ уже несколько лет реализуются три пилотные программы, на которых отрабатываются указанные модели. Высшая школа журналистики (ВШЖ) и Высшая IT-школа (HITs) запустили программу профессиональных школ, а факультет исторических и политологических наук пошел по пути создания широкого бакалавриата.

Все эти «пилоты» объединяет одна система координат, для молодого специалиста – выпускника университета – становятся важными три типа компетенций:

  • hard skills – актуальные профессиональные навыки;

  • soft skills – навыки, определяемые текущей социальной ситуацией: коммуникации, умение решать проблемы, умение продуктивно действовать в ситуации неопределенности и т.д.;

  • self skills – навыки, позволяющие человеку строить свою индивидуальную образовательную и жизненную программу: самоопределение, самоорганизация, самообразование и т.д. (подробнее можно прочитать в блоге ректора ТГУ «Селф-компетенции как «философский камень»). 

По содержанию концептуальное ядро всех тестируемых образовательных моделей одно – три типа компетенций. Различаться эти модели будут тем, на что делают ставку разработчики конкретной программы. Например, в программах на основе концепта Liberal Arts делается ставка на self skills, проектно-проблемное обучение Problem based learning – на soft skills, профессиональные школы, конечно, во главу угла ставят hard. Но так или иначе в программах ТГУ будет использоваться вся тройка. При этом особенность нашего прочтения такой компетентностной модели – для каждого типа компетенций в университетском образовании надо стремиться формировать и соответствующий тип мышления, – комментирует Елена Суханова, директор НОЦ «Институт инноваций в образовании».

ВШЖ: старший и младший бакалавриат

Новую модель в ВШЖ запустили на программе бакалавриата «Журналистика и новые медиа».

На первом шаге нам много пришлось сделать «поверх» учебного процесса: создавать дизайн программы совместно с партнерами (ТАСС, ВГТРК и др.), провести ряд пилотных чемпионских проектов высокого уровня – это многочисленные айпад-приложения, получающие призы на всемирных конкурсах дизайна и цифровой журналистики, фестивали документального кино и фотографии и дизайна, Центр европейской фотографии. Они заставили обратить внимание на новую программу и придали весомость практической подготовке. Наша профессиональная школа журналистов – это продвинутое проектное обучение, избыточная образовательная среда, которая значительно превышает по времени и объему учебный план. Это особый стиль – мы назвали его «фестивальным» – проведения программы и реализации ее ключевых элементов,– объясняет Илья Мясников, декан факультета журналистики и руководитель ВШЖ.

Программу условно можно поделить на две части: младший бакалавриат (1-2 курс), где даются универсальные компетенции, идет начало профессионализации, постановка мышления и деловой культуры. Старший бакалавриат посвящен углублению профессионализации, взаимодействию с предприятиями, исследовательским навыкам, основам управленческих знаний. С 3-го курса становится возможна индивидуализация — через систему миноров, гибкое совмещение работы и учебы. Бакалавриат «поставляет» в компании линейных сотрудников по оптимальной стоимости (с перспективой роста в магистратуре). Кроме того, для ФЖ важно, что старшие бакалавры становятся амбассадорами новых подходов в медиасреде.


HITs: три разных трека

На направлении подготовки «Программная инженерия» в ТГУ 3 года выстраивают профессиональную школу, ориентируясь на пул промышленных партнеров, которые обеспечивают занятость выпускникам. Таким образом студенты изначально настроены на профессиональный рынок, а сама школа может решать проблемы сообщества.

Школу можно построить тогда, когда у сообщества есть запрос на кадры: вы забираете издержки на обучение сотрудников и даете им сотрудников, – говорит академический руководитель HITs Олег Змеев. – И тем, кто пришел за профессией, нужно показать, что они могут эту профессию получить. В HITs для этого есть внешний контроль качества – реальное собеседование на реальную позицию юниора в ИТ-компанию.

Профессиональная школа строится на режиме 2+2: за первые 2 года студенту даются базовые профессиональные навыки и базовое мышление. Первые два года в этом случае собираются вокруг профессиональных дисциплин, хотя и soft skills, и self skills уделяется достаточно много внимания. Делается это за счет других форм организации образовательного процесса (групповая работа, «аналитическая история» и другие форматы). Отдельное внимание в HITs уделяется постановке мышления: текущий набор инструментов программной инженерии рассматривается  как пример конструктивного мышления.


Но по окончании этих лет можно дифференцировать подготовку студентов: кто выбрал профессию – идет на профессиональный трек в реальные компании. Кто выбирает исследовательский трек – получают более фундаментальную подготовку и может идти в лаборатории ТГУ на научно-исследовательские междисциплинарные проекты. Например, сейчас HITs сотрудничает с лабораторией больших данных и физическими лабораториями университета. Часть студентов могут пойти на инновационный трек, для них школа должна сформировать индивидуальные образовательные траектории. 

ФИПН: широкий бакалавриат

Факультет исторических и политических наук выбрал заход на широкий бакалавриат: первый год программа идет одинаково для всех направлений, ставятся soft и self навыки. Далее два года длится major – основная специализация. Еще год отводится на дополнительную специализацию. В результате, как подчеркивает декан факультета Жанна Рожнева, студенты получили способность быстро адаптироваться на рынке, меняться, переучиваться, у них расширился спектр возможного трудоустройства.


Ключевая ценность классического университета – ставка на разнообразие. Если в университете появится сеть профессиональных школ, которые гибко реагируют на запросы индустрий, это усилит нашу конкурентоспособность. Сколько таких школ, какие смешанные модели могут быть – пока еще предмет обсуждения, – уточнил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Фундаментальное образование – наше преимущество, именно оно дает возможность достраивать программы.

В университете отмечают, что для полноценного внедрения новых моделей необходимы новые рамочные стандарты и матричная система управления программами, факультетами, университетом.

Добавим, что к обсуждению различных образовательных моделей привлекут студентов, которые станут соавторами и соисследователями этих процессов.