Обычные необычные: неуловимые отличия одаренных детей от сверстников

8 Мая 2020

Сотрудники лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного фонда «Талант и успех», учёные ТГУ и других российских и зарубежных вузов исследуют особенности талантливых подростков. Например, есть ли различия в добросовестности, коммуникабельности и других поведенческих характеристиках у одарённых и обычных ребят. Совместный проект «Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности» реализуется в образовательном центре «Сириус», где школьники учатся на интенсивных программах по разным направлениям. Журнал British journal for educational psychology (Q1) опубликовал статью, подготовленную в рамках этого проекта.

Напомним, первую статью, написанную авторами этого исследования, опубликовал журнал Personality and individual differences (Q1).

Во второй, только что вышедшей статье описаны психологические особенности одарённых подростков (974 студентов ОЦ «Сириус») в сравнении с их сверстниками, обучающимися в обычных общеобразовательных школах РФ (1 261 человек). Изучалась данные, полученные с помощью опросников Темной триады, Большой пятерки, поведенческих и эмоциональных проблем и академической успешности.

У каждого педагога есть свое мнение о том, какого ребенка считать одаренным: кто-то говорит о мотивации, кто-то – о креативности. Популярно также мнение, например, о том, что одаренные дети не умеют общаться со сверстниками. В науке тоже нет финального ответа на этот вопрос. Более того, традиционно рассматриваются когнитивные факторы (например, интеллект), но с точки зрения некогнитивных факторов (например, черт Темной триады) исследований не так много. Мы же хотели проверить насколько справедливо мнение о «драматичных» различиях между одаренными школьниками и их сверстниками именно в личностных характеристиках и поведенческих и эмоциональных проблемах, – поясняет старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного фонда «Талант и успех», кандидат филологических наук, выпускник ТГУ Максим Лиханов.


Команда исследователей при этом сделала акцент на том, насколько справедливо определение одаренности по одной черте – добросовестности, открытости опыту, коммуникабельности и так далее. В этом исследовании такой черты не нашлось – по мнению ученых, одаренность – это сложная характеристика, формирующаяся за счет большого числа разных черт, имеющих маленький эффект.

Кроме того, проанализировав данные, исследователи пришли к выводу, что разница в результатах между одаренными детьми и их сверстниками не так уж и велика. Однако ряд результатов оказались неожиданными – неотобранная группа демонстрировала более высокую добросовестность. Ученые предполагают, что это может быть компенсаторным механизмом: неотобранной группе нужно тратить больше сил на учебу, чтобы держать успеваемость на уровне. Конечно, могут быть и другие объяснения, например, при оценке своей добросовестности одаренные школьники сравнивают себя с такими же одаренными школьниками, занижая оценку своих усилий.

Еще мы обнаружили, что разница в школьных оценках между одаренными ребятами и их сверстниками оказалась также не большой. Видимо, есть какая-то внутренняя поправка на одаренных детей – к ним в школах предъявляют иные требования. Это говорит о том, что система выставления оценок не очень объективно работает, – отметил Максим Лиханов. – Об этом мы уже говорили в предыдущей статье, сейчас эта проблема повернулась другим аспектом – получается, что оценки не позволяют разделить эти две группы, а значит, объективно оценивать способности и прогресс школьников мы тоже не можем. В то же время оценки за экзамен у них существенно различаются.

Что касается расхожего мнения о проблемах в коммуникации одаренных школьников – они действительно демонстрировали чуть меньше просоциального поведения, чем подростки из неотобранной группы, но и нелюдимыми их назвать нельзя.

В проведении исследования и подготовке статьи принимали участие сотрудники Научно-технологического университета «Сириус» (Сочи); Университета Квинс в Белфасте (Великобритания); факультета психологии Голдсмитс, Университета Лондона (Великобритания); Международного центра исследований развития человека, Томского государственного университета; Казанского открытого университета талантов 2.0 (Республика Татарстан); Ульяновского государственного университета.