Школа для преподавателя: как учить качественно и не «перегреться»

25 Июня 2020

22 июня в ТГУ стартовала летняя школа «Смешанное обучение в условиях дистанта», в ней участвуют около 150 сотрудников разных факультетов ТГУ. Одна из главных задач – подготовка преподавателей к приёму студентов первого курса и работа в формате «цифрового» обучения. В ходе школы участники будут отрабатывать самые важные навыки для дистанционного формата – овладевать приёмами вовлечения и удержания внимания студентов, учиться проектировать семестр с соблюдением баланса синхронного и асинхронного форматов занятий, организовывать эффективный и удобный процесс обратной связи. На август запланирована такая же школа, но уже для преподавателей Большого Томского университета.

Переход на полное онлайн-обучение, который произошёл весной, оказался настоящим испытанием для студентов и преподавателей, – говорит директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская. Раньше мы работали в смешанном формате, но при этом основным было очное обучение, которое дополнялось онлайн-инструментами. Это давало хороший эффект. В условиях новой реальности оказалось, что многое нужно перестраивать, например, хронотоп лекций в режиме онлайн не может быть таким, как у очных занятий. Его не выдерживают ни студенты, ни преподаватели. Впереди новый учебный год, и необходимо сделать так, чтобы даже если обучение начнётся в режиме онлайн, это было комфортно для тех, кто учит и учится.

Поэтому в ТГУ решили организовать специальную школу для преподавателей и проработать на ней сложные и важные аспекты, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойное качество образовательного процесса, с другой – чтобы он шёл без «перегрева» студентов и преподавателей.


Местом для проведения двухнедельной школы стали вебинарные комнаты Электронного университета ТГУ. Интерактивные онлайн-занятия и тренинги ведут эксперты Центра повышения квалификации и переподготовки, ИДО, НОЦ «Передовые технологии обучения», преподаватели ТГУ и приглашённые специалисты.

В ходе школы прорабатываются такие вопросы, как проектирование заданий на семестр, выстраивание понятной навигации, распределение баллов. Преподаватели учатся правильно распределять нагрузку для студентов, определять, какой объём информации и с помощью какого инструмента преподнести, для чего лучше подходят синхронные занятия (вебинары, чтение лекций в виртуальной аудитории), а что лучше перевести в асинхронный формат (выполнение студентом заданий в системе Moodle). Помимо аспектов, непосредственно связанных с преподаванием дисциплин, будут рассматриваться и другие важные факторы, например, психологические особенности поколения современных первокурсников.

Конечный итог, на который нацелена школа, – обеспечение равномерности обучения, единство подходов, сохранность контингента студентов, – говорит Светлана Велединская. – Тема онлайн-образования очень обширна, поэтому в августе для преподавателей запланирована ещё одна школа. Она будет посвящена педагогическому дизайну. Школа ориентирована на преподавателей Большого университета Томска. Её организатором выступает ТГУ, а приглашенными экспертами – представители МИСиС и университета Монаша (Австралия), который очень преуспел в образовательном проектировании. Вместе с участниками школы мы пройдем все этапы по классической модели ADDIE (аббревиатура от analysis, design, development, implement, evaluate), которая уже доказала свою эффективность при проектировании архитектуры курсов для различных аудиторий и целей.