|
16 июня состоялся открытый семинар «Образовательная модель исследовательского университета».
На семинаре были представлены содержание и результаты стратегической сессии «Проектирование образовательной модели ТГУ», которую в начале июня провели консультанты школы управления Сколково для представителей ректората и проектных групп программы ВИУ. |
- Мы впервые в практике университета задаем себе вопрос: а надо ли менять образовательную модель нашего университета? – отметила Елена Суханова, координатор проекта «Создание инновационно-активной среды в ТГУ», заместитель директора Институту инноваций в образовании.
Одна из ключевых тем семинара звучала так: как преподаватели понимают фундаментальность университетского образования? По мнению Галины Ивановны Петровой, профессора Философского факультета, сегодня актуально коммуникативное, междисциплинарное содержание образования. Это новая форма фундаментальности и универсальности. Сегодня основная задача университета – сформировать у студентов мета –компетенции, чтобы они могли свободно ориентироваться в информационной среде, вести исследования на стыке наук, влиять на развитие профессиональной практики. Возникает вопрос: чему и как учить студентов, чтобы сформировать у них мета -компетенции? Тому, что прописано в стандартах или тому, что содержится в учебниках, или - требованиям работодателя, или тому, что важно и интересно для самого студента? Можно ли организовать образование так, чтобы в нем содержались все эти компоненты? |
- На стратегической сессии на вопрос – чему учить? – были очень разные ответы, - рассказала Елена Суханова. – Например, представители некоторых факультетов прямо говорили: мы не готовим к профессии, мы даем фундаментальные знания в той или иной науке. В то же время, у нас есть ряд факультетов и кафедр, ориентированных на рынок труда, осуществляющих целевую подготовку для конкретных предприятий. И они учат преимущественно тому, что требует работодатель.
Участники семинара обсудили и еще один острый вопрос: кого учить? Только избранных и сильных студентов, как поступают почти все исследовательские университеты запада? Или набирать всех, а «лишние» - не способные к обучению по стандартам университета, отсеются сами? Или принимать в университет ребят с разными способностями и выстраивать для них разные образовательные траектории? В науку, может, они и не пойдут, но достойными людьми станут…
- Если делать ставку только на сильных студентов, то их будет в разы меньше. За них еще придется побороться на узком региональном рынке. К тому же нужно будет сокращать и штатное расписание. Такой расклад устроит не всех, - отметила Елена Суханова. – Большенству нравится третий вариант: учить всех студентов, выстраивая разные образовательные траектории. Как организовать такой механизм – пока непонятно. Индивидуальную траекторию составить можно, но вести по ней студента должны квалифицированные кадры.
В рамках проекта по созданию инновационно-активной среды разработана система грантовой поддержки преподавателей для разработки и апробации учебных курсов, направленных на формирование мета-компетенций. Познакомиться с предварительными положениями грантовой программы можно в разделе ВИУ на портале ТГУ. Надеемся, что в сентябре найдутся преподаватели-экспериментаторы, которым интересно будет попробовать свои силы в новых образовательных формах.
Участники семинара сошлись во мнении, что у каждого факультета своя традиция выстраивания практики образования, да и каждый преподаватель строит свою образовательную модель. Задача открытых семинаров – выработать универсальную образовательную модель, приемлемую для всех учебных подразделений, для всех преподавателей исследовательского университета.