42 человека на место: рекордный конкурс на зарубежное регионоведение

15 Сентября 2020

Второй год подряд образовательная программа ТГУ «Зарубежное регионоведение» становится самой востребованной среди абитуриентов бакалавриата. Во время приемной кампании 2020 года конкурс оказался рекордно высоким – 42 заявления на одно бюджетное место.

Почему это направление стало таким популярным, что изучают студенты и что их ждет после выпуска, рассказал руководитель образовательной программы, доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук ТГУ Артем Данков.

Что изучают студенты

В первую очередь студенты учат два языка: английский – как язык международного общения и второй на выбор: китайский, корейский или японский. Выбор определяется их личными предпочтениями. Мы понимаем, что 1 сентября прийти и выбрать язык на оставшееся время учебы очень сложно, поэтому есть переходный период в несколько недель: студенты могут посещать занятия по разным языкам, чтобы понять, какой им интереснее. Обычно большинство выбирают китайский, ряд студентов – корейский из-за популярности K-pop, однако в этом году группы распределились очень равномерно – по 10 человек в каждой.


В конце второго курса начинается блок страноведческих дисциплин, и студент начинает изучать историю страны, язык которой выбрал, политическую систему, экономику, культуру, основы делового и бизнес-этикета, а также особенности политики в сфере экологии. Последняя дисциплина совсем новая, но она важна, поскольку и в Китае, и в Южной Корее, и в Японии в последние 10-20 лет большое внимание уделяется этим вопросам, и подходы очень многообразны.

Помимо языковых и страноведческих дисциплин студенты изучают регион в целом – общественно-политическую систему или экономику, по их выбору.

На четвертом курсе студенты проходят производственную практику в качестве переводчиков в разнообразных организациях. Это могут быть международные культурные центры, организации, связанные с внешнеэкономической деятельностью, например, Томская торгово-промышленная палата, компании «Наука, техника, медицина» и «ВЭД Агент».

О востребованности программы

Это десятый, юбилейный набор студентов, и конкурс на бюджетные места у нас традиционно высокий. В прошлом году было подано 37 заявлений на одно место, в этом – 42. Кроме того, многие поступают на платной основе, и они тоже приходят с хорошими баллами – суммарно в районе 240-250.

Я думаю, что востребованность программы связана с тем, что в последние годы интерес к странам Восточной Азии растет, причем не только в области бизнеса, но и в сфере моды, музыки, культуры в целом. Сейчас все больше абитуриентов, которые с 13-14 лет интересуются культурой и историей Китая, Кореи и Японии, они учат языки, ходят к нам на подготовительные курсы, и выбирают специальность целенаправленно – это объясняет высокий проходной балл.

Квалификационный экзамен

По международной шкале выпускники бакалавриата могут сдать языковой квалификационный экзамен на уровень B2. Это позволяет им, например, проходить обучение в магистратурах зарубежных вузов.

Студенты всех трех языковых направлений могут сдать и международный сертификационный экзамен. По китайскому языку сертификационные экзамены проходят два раза в год на базе Института Конфуция ТГУ, для сдачи корейского и японского мы организуем поездки в Новосибирск один раз в год, в декабре.


Академическая мобильность

У программы есть зарубежные партнеры во всех трех странах, мы активно направляем студентов на языковые стажировки. В Китае это Шеньянский политехнический университет, Университет Циндао, Нанкинский университет, Шанхайский университет и другие. Японоведы, как правило, ездят на форумы и стажировки в Токийский столичный университет, а корееведы – в Сеульский государственный университет и Университет Корё.

Для таких поездок нужно сдать квалификационный экзамен на достаточный уровень владения китайским, японским или корейским языками.


Где работают выпускники

Есть два основных направления. Первое – это компании, выходящие на зарубежные рынки, например, «Элком+» или «ВЭД Агент». Это быстрорастущий сейчас сегмент рынка труда, поскольку всё больше компаний и организаций начинают работать со странами Восточной Азии. В первую очередь, в сфере экспорта – продукты питания, технологии, образовательные услуги. Как правило, выпускники начинают как переводчики, а затем могут работать как менеджеры или руководители бизнес-проектов, связанных с выводом того или иного продукта на азиатский рынок.

Второе направление – международные отделы различных государственных организаций, например, региональные администрации, международные отделы вузов Томска и других городов. Там они работают в качестве аналитиков и экспертов, которые обеспечивают сопровождение международных проектов, а также трудятся в составе протокольных групп, которые сопровождают крупные международные мероприятия. Например, визит посла Китая в Томск в 2018 году организовывали и сопровождали наши выпускники.

Во время приемной кампании 2020 года сотрудники управления нового набора, отборочных комиссий факультетов и институтов обработали в онлайн-режиме более 30 000 заявлений от 10 000 претендентов на 2 800 бюджетных мест. В сравнении с прошлым годом количество абитуриентов ТГУ увеличилось на 25%, а число поданных в вуз заявлений – почти на 30%.