Слово ректору:

18 Мая 2015

Праздник 70-летия Победы – это не праздник нескольких дней. Это событие, которое заставляет возвращаться к себе снова и снова. Благодаря ему начинаешь пересматривать и переоценивать многие вещи, окружающие нас сегодня. Знаменательная дата позволяет по-новому увидеть Томский государственный университет и его потенциал не только в годы войны, но и в мирное время. Некоторые факты, о которых я говорил на митинге 9 мая, меня просто поразили. 

Например, то, что уже на пятый день войны по инициативе профессора-физика  ТГУ Владимира Дмитриевича Кузнецова был создан Томский комитет ученых по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. Это был первый опыт подобной самоорганизации ученых в нашей стране. В комитет вошли представители всех 6 вузов и ряда научно-исследовательских учреждений Томска. Его председателем стал  профессор ТГУ Борис Петрович Токин, специалист в области биологии. Само название комитета говорило о его целях:  использовать достижения науки для укрепления обороны страны;  готовить специалистов для армии, оборонных предприятий, военных госпиталей. Профессор Токин, выступая в начале июля 1941 года с докладом «Отечественная война и задачи ученых», сказал: «Каждый ученый обязан позабыть тематику, которая построена “на авось” – авось что-либо получится – и переключиться на тематику, имеющую непосредственное значение для обороны, для обслуживания заводов и транспорта, стахановского труда колхозников, коммунального хозяйства и так далее». 

Территориально Томский комитет ученых располагался в СФТИ. Газета «Красное Знамя» писала о том, что ежедневно с двух часов дня здесь всегда было много посетителей. За научно-техническими консультациями сюда приходили инженеры, научные работники, специалисты предприятий города. Интенсивность работы Комитета напрямую зависела от положения дел на фронте. Так с 1942 года часы приема здесь были продлены до девяти часов вечера. 

Надо сказать, что концентрация представителей науки и образования в нашем городе в военные годы была просто невероятной: на 130 тысяч человек (всё население) – 900 профессоров и доцентов! Но и задачи, вставшие перед Томским комитетом ученых, тоже были невероятными. Война потребовала абсолютно новых форм организации работы по созданию и апробации инновационных продуктов и технологий, равно как и новых сроков их внедрения в различные сферы производства. Вот один из примеров того, как оперативно и эффективно решались в то время сложнейшие задачи: сотрудникам СФТИ пришлось срочно конструировать штампы для сепараторов, необходимых для производства подшипников, без которых простаивали советские танки под Сталинградом. В считанные дни в результате их усилий на томском заводе «Шарикоподшипник» стали изготавливать 3 000 необходимых деталей в день. 

Учеными нашего города выполнялись самые различные задания промышленных предприятий и организаций не только Томска, но и других городов Сибири, Урала и Казахстана. Например, наряду с налаживанием производства в экспериментальных мастерских СФТИ уже известных приборов (хронографов, велосиметров, динамометров для разрядки патронов и других), были разработаны и принципиально новые: дефектоскоп для транспорта и  промышленности страны, радиощуп для обнаружения нахождения металлических включений в теле раненого. Томскими учеными, многие из которых были сотрудниками ТГУ, были проведены исследования по выявлению зависимости бронестойкости от механических свойств материала; баллистическому расчету орудий; изучению ослепляющего действия света в авиации; методике оптической демаскировки; поиску импортозаменителей для изготовления изоляционных материалов; всестороннему использованию новых фитонцидов-бактерицидов растительного происхождения; внедрению в медицинскую практику новых лекарственных препаратов, изготовленных на основе местного сырья. Томскими геологами были открыты месторождения вольфрама, марганца, олова, золота, молибдена и других редкоземельных элементов. Более подробно с выдающимися достижениями ученых томских вузов в годы Великой Отечественной войны можно познакомиться в историческом очерке, подготовленном недавно коллективом историков ТГУ. 

Безусловно, в дело достижения победы над фашистскими врагами вложились все вузы Томска. Честь им и слава. Но все-таки главным инициатором создания Комитета томских ученых и организатором его работы стал Томский государственный университет. Достаточно сказать, что из девяти томских профессоров-лауреатов Сталинской премии четверо – это профессора ТГУ: В.Д. Кузнецов, М.А. Большанина, А.А. Заварзин, В.В. Ревердатто. 

Но мне бы хотелось отметить также мужество, героизм и необыкновенную жизнестойкость в годы войны подавляющего большинства университетских сотрудников и студентов. Они совмещали научную, преподавательскую и учебную деятельность с тяжелой физической работой, показывая буквально чудеса выносливости. Так, например, за один декабрьский день 39 студентов ТГУ, в основном девушки, проложили в глубоком снегу новую дорогу от главного корпуса до станции Томск  I, чтобы обеспечить подвоз топлива к учебным корпусам и общежитию. Два преподавателя ТГУ, три сотрудника ботсада и 14 студентов были отправлены в Кузбасс, где в чрезвычайно трудных условиях они заготовили для университета 850 тонн угля. Это около 16 современных грузовых вагонов! И таких потрясающих примеров можно привести множество. 

Сотрудники ТГУ массово участвовали в патриотическом движении: ежемесячно перечисляли однодневный заработок в фонд обороны, сдавали ценные вещи и собирали деньги на строительство боевых самолетов «Томский университет», за что получили телеграмму с благодарностью за подписью Сталина. Война так или иначе коснулась каждой университетской семьи. Многие сотрудники и студенты ТГУ уходили добровольцами на фронт; 185 из них погибли, и их имена увековечены на Памятной стене в Университетской Роще. Это люди, которые могли бы начать или продолжить свой путь ученых, исследователей, преподавателей. Но война не позволила им это сделать. 

9 мая 2015 «Бессмертный полк» ТГУ стал частью «Бессмертного полка» страны. Сама по себе идея такого полка – это выдающаяся находка по организации инициативы. Это один из самых наглядных примеров того, как важно подсказать людям правильную мотивацию. К великому сожалению, ветераны уходят, а молодежь уже не понимает истинного значения и масштабов такого события. Поэтому в последние годы даже для организации праздника Победы приходилось привлекать административный ресурс. Но когда был найден смысл участия в этой акции буквально для каждого, то дань памяти погибшим на войне люди стали отдавать не только без какого-либо принуждения, но и  с большим желанием. С точки зрения развития ТГУ нам нужны решения именно такого рода. Решения, для реализации которых не нужны большие материальные и административные ресурсы. Главное – это создать мощный внутренний мотивационный механизм, и тогда дело пойдет: люди сами захотят участвовать в процессах изменения. К этому мы стремимся в нашей программе развития, к такого рода смыслам.

Хочется сказать еще и вот о чем. Прохождение людьми тяжелых испытаний и коллизий всегда интересовало меня как психолога. Возникает вопрос, почему одни люди в таких ситуациях ломаются, а другие, наоборот, становятся еще сильнее и помогают другим? Например, как Виктор Франкл, который свою теорию смысла создал не где-нибудь, а в концлагере. В последнее время в психологии появилось понятие «жизнестойкость». Его ввел американский исследователь Сальватор Мадди. Он изучал людей, попавших в стрессовую ситуацию. И кто-то после этого переходил в новое качество, и его жизнь становилась успешнее. А кто-то уходил в депрессию и заболевал. Мадди высказал предположение, что жизнестойкость – это «некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора». Проще говоря, жизнестойкость – это установка человека на жизнь. Либо он готов жить в состоянии неопределенности, либо это состояние его подавляет. 

А наша современная жизнь, даже в повседневном её формате, характеризуется нарастающей неопределенностью и связана со многими рисками и стрессами. И в этом смысле жизнестойкость, как способность воспринимать вызовы и переводить стресс в развитие, – это ключевое качество человека, стремящегося к наиболее полной самореализации в профессии и личной жизни. В таких переломных моментах, как война, оно проявляется особенно ярко. Люди, обладающие этим качеством, вытягивают всю ситуацию в тылу и на войне. Они создают вокруг себя пространство делового спокойствия и, одновременно, активного и результативного действия. Как наш комитет ученых, который на пятый день войны уже знал, что ему нужно делать. 

Сейчас мир другой. Войны непосредственно в нашей жизни нет, но есть другие осложняющие факторы, риски и стрессы. Жизнестойкость актуальна всегда. И университетские люди всегда отличались этим качеством. А такие великие события, как 70-летие Победы, показывают, что Томский государственный университет был и будет оплотом стабильности и движения вперед.

Томский комитет ученых во время ВОВ 1941-1945гг исторический очерк