#EdCrunch Томск: как готовить кадры, способные создавать ИИ

4 Декабря 2020

ТГУ проводит международную конференцию #EdCrunch Томск, посвящённую роли искусственного интеллекта в развитии образования. Виртуальная площадка объединила более 1000 участников из 26 стран. Одну из секций организаторы посвятили теме подготовки кадров для цифровой экономики и сферы ИИ. Потребность в таких специалистах сейчас в тысячи раз превышает их количество. Своё видение того, как сократить дефицит профессионалов и программы для их подготовки, представили участники #EdCrunch Томск.

Сегодня все понимают, что потенциал искусственного интеллекта для развития разных сфер – от промышленности и энергетики до медицины и образования – практически неограничен, – отметил в ходе своего доклада директор ИПМКН ТГУ Александр Замятин. – Но специалистов, способных создавать новые методы ИИ, крайне мало. Преимущество в технологическом развитии будет у того государства, которое сможет достаточно быстро, но качественно обучать профессионалов в данной области. Не случайно год назад президент РФ подписал указ об утверждении национальной «Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». 


В настоящее время целый ряд российских университетов нацелен на продвижение данного направления, но чтобы обеспечить эффективное обучение студентов и аспирантов, прежде всего сами преподаватели должны получить необходимые компетенции. Их обучение сейчас проводится при государственной поддержке, в том числе в ходе реализации нацпроекта «Цифровая экономика». Одной из главных площадок для этого стал МНМЦ ТГУ, созданный в рамках нацпрограммы. В 2020 году на его базе новые знания в сфере IT получили 1200 преподавателей из 116 вузов РФ.

Во время четырехмесячного курса, организованного ТГУ и промышленными партнёрами университета, преподаватели осваивали новые инструменты в области VR/AR, ИИ, больших данных и машинного обучения и создавали с их помощью собственные образовательные продукты.

Ещё несколько лет назад, понимая, каким будет тренд технологического развития, ТГУ приступил к обновлению программ бакалавриата и магистратуры, обратив особое внимание на сферу «сквозных» технологий, – пояснил Александр Замятин. – В подготовке специалистов в области ИИ важны, прежде всего, хорошие знания математики и программирования. И здесь нам очень помогает задел, сформированный предшественниками, ведь физико-математическое направление развивается в ТГУ уже более ста лет, а киберобразование – 50 лет. Наличие сильных профильных школ – очень серьёзное преимущество, которое мы стараемся грамотно использовать.  

На базе ИПМКН запущена магистерская программа по интеллектуальному анализу больших данных, ИИ и приложениям. Она включает три специализации и позволяет за два года готовить специалистов по направлениям «Индустрия 4.0», «Social media», «Биомедицина». Особый упор в программе сделан на такие дисциплины, как статистический анализ данных, нейросетевые алгоритмы, алгоритмы машинного и глубинного обучения, технологии обработки естественного языка.

Чтобы обучение не было оторвано от практики, модули программы сопровождают промпартнеры, уже работающие на IT-рынке: «ЭлеСи», «Крибрум», «Атомик Софт» и другие. С двумя из них ТГУ открыл совместные лаборатории: в сфере VR/AR – с компанией Rubius, в сфере искусственного интеллекта и индустриальной аналитики – с «Атомик Софт». Они стали площадками для проведения научных исследований и создания новых продуктов, в разработке которых участвуют студенты.

Сочетание фундаментальных знаний, практических навыков и личностных компетенций – это то ключевое условие, которое необходимо соблюсти при обучении специалистов в сфере ИИ, – подчеркнул Александр Замятин. – При наличии этого баланса выпускник сможет не только использовать готовые инструменты, но и создавать нейросети, обучать их под разные задачи, разрабатывать новые подходы по применению ИИ и других «сквозных» технологий. Наконец, он будет готов к существенному перепрофилированию рынка труда, которое произойдет в среднесрочной перспективе из-за повсеместного внедрения ИИ.

Четвёртого декабря на площадке #EdCrunch Томск опыт по разработке новых инструментов в области искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности представят Microsoft Regional Director по направлению Mixed Reality, независимый AR\VR эксперт в Фонде Сколково Андрей Ивашенцев, директор Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИМТО Артём Смолин, ведущий аналитик РНИМУ им. Н.И. Пирогова Мария Потемкина и другие участники конференции.

Чтобы посетить виртуальную площадку #EdCrunch Томск, необходимо пройти регистрацию на сайте конференции.