Большой университет создал сетевую программу для преподавателей

10 Декабря 2020

Шесть томских вузов – участников проекта «Большой университет» создали сетевую модульную программу повышения квалификации преподавателей. К обучению по ней уже приступили 120 человек. В будущем данный формат будет использован Большим университетом для запуска совместных программ по другим направлениям. Сегодня, 9 декабря, новая сетевая программа была презентована на заседании Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций.

Программа «Профессиональная деятельность преподавателя в условиях современного образования» включает 12 модулей по трём направлениям, – рассказывает одна из разработчиков, директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская. – Каждый университет подготовил по два модуля, опираясь на те «зоны превосходства» и лучшие кейсы, которые у него есть.


ТГУ, который уже более 20 лет развивает дистанционное образование, взял на себя смешанное обучение в вузе, проектирование и реализацию новых курсов. Сотрудники СибГМУ в рамках своих модулей учат написанию грантовых заявок и менеджменту инноваций, ТУСУР обучает созданию интерактивного учебного контента, ТПУ один из своих модулей посвятил формированию персональной образовательной среды преподавателя.

Согласно правилам проекта каждый преподаватель, пришедший на сетевую программу, выбирает для себя один блок от своего вуза и два от других участников. Итоговый образовательный продукт, который каждый специалист создаёт в ходе обучения, он защищает на базе своего университета.

К повышению квалификации преподаватели нередко относятся, как к формальности. Мы хотим показать им, что на самом деле повышение квалификации – это хорошая возможность для профессионального роста. Важно, что мы даем также возможность увидеть, как это делают в других вузах, – отмечает Светлана Велединская. – Новая программа позволяет участникам приобрести компетенции, которым ранее не учили, но сейчас они крайне необходимы. Например, время и эпидобстановка требуют от преподавателя умения эффективно проектировать образовательные продукты, миксовать онлайн и офлайн форматы обучения. Это участники осваивают в рамках модуля, посвящённого педдизайну. После того, как сложный этап минует, наше образование не станет прежним, оно будет строиться по новым принципам, которые требуют новых навыков. Мы помогаем их приобрести.

Как отмечают разработчики, университетам и исследовательским центрам сейчас нужны организаторы, которые способны создавать сетевые проекты, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодействия и ускоряющие достижение общих целей. 

В процессе создания новой программы самой сложной задачей была отработка формата сетевого взаимодействия между большим количеством участников. Наладить его непросто даже между двумя организациями – в силу разницы используемых нормативных актов. В случае, когда в проект заходят сразу шесть университетов, это оказалось в разы сложнее. Успешно решить задачу удалось благодаря слаженной работе множества подразделений, самая большая нагрузка при этом легла на юридические службы вузов, занимавшиеся сетевыми вопросами онлайн. Вся работа над программой шла в режиме коротких онлайн-встреч, где обсуждались готовые предложения.

Для сетевой программы было выбрано направление ДПО, поскольку оно представлено во всех вузах и является удобным для отработки нового формата, – говорит Светлана Велединская. – Теперь участники Большого университета смогут использовать разработанный механизм для создания и запуска программ по самым разным направлениям. Более того, опыт, полученный в процессе работы над сетевым форматом, мы конвертировали в технологию совместного онлайн-проектирования новых образовательных продуктов и программу для освоения этой технологии. Совместно с коллегами из ТУСУРа обучили уже 30 человек из 8-ми университетов России.

Новый курс прошли представители Горно-Алтайского государственного университета, ТУСУР, ТГУ, филиала ОмГПУ в г. Таре, Байкальского государственного университета, СФУ, Сибирской спасательно-пожарной академии МЧС, Волжского института экономики, педагогики и права.