Татьяна Касаткина – о том, какие изменения ждут аспирантуру в 2021 г.

15 Марта 2021

С 1 сентября 2021 года вступит в силу федеральный закон ФЗ №517, который изменит порядок и условия обучения в аспирантуре и выпуска из неё. О том, какие нововведения ждут молодых исследователей и научных руководителей, почему эти изменения назрели и насколько должна повыситься эффективность подготовки аспирантов, пресс-службе Томского госуниверситета рассказала начальник управления подготовки и научной аттестации кадров высшей квалификации ТГУ Татьяна Касаткина.

Усилить защиту

Татьяна Васильевна, пока не все успели разобраться в новом законе и в том, как он изменит аспирантуру. Какие главные трансформации в нём прописаны и насколько они необходимы?

Нас ждут закономерные и ожидаемые изменения, которые вернут аспирантуре ее исходное предназначение. Отмечу, что это будет четвёртая итерация за последние 10 лет, поэтому между собой мы говорим, что приходит время аспирантуры 4.0. Прежние попытки модернизировать российскую аспирантуру под Болонский процесс привели к тому, что аспиранты стали массово заканчивать аспирантуру без представления диссертации к защите. Успешно окончил аспирантуру – это значит: прошёл ГИА – защитил научный доклад – получил диплом с квалификацией. Всё.

Такой подход резко снизил эффективность аспирантуры по всей стране. Доля защищённых диссертаций выпускниками снизилось до 12-16 процентов.

Безусловно, ситуация после вступления в силу закона изменится в лучшую сторону, так как аспиранта и его научного руководителя ничто не будет отвлекать от их совместного научного творчества. Думаю, что эффективность российской аспирантуры на уровне 25 процентов к 2024 году – это реальность.

– В ТГУ ситуация складывалась схожим образом?

Не совсем. У нас этот показатель даже в непростые времена ниже 27 процентов не опускался. В лучшие годы до 60 процентов кандидатских диссертаций защищалось выпускниками аспирантуры. Научное сообщество и профессура университета всегда были нацелены на правильный результат: поступаешь в аспирантуру – пишешь диссертацию.

Плюс предзащита, минус аккредитация

– Татьяна, какие ещё новации прописаны в новом законе? Что будет с отсрочкой от армии?

Аспирантура остаётся в системе высшего профессионального образования, но уходят основные атрибуты ее принадлежности к третьему уровню: ФГОС, аккредитация, диплом – это уже не подготовка кадров высшей квалификации, а подготовка научных и научно-педагогических кадров в соответствии с федеральными государственными требованиями и на основании лицензии на образовательную деятельность по соответствующим программам подготовки.

Что касается социальных гарантий, то все они сохраняются: отсрочка от армии, возможность взять академический отпуск при очной форме обучения, дополнительный год отсрочки на защиту диссертации и прочее.

Один важный момент: ФЗ определяет новый вид итоговой аттестации. Успешным окончанием аспирантуры будет считаться предзащита кандидатской диссертации. Но что ещё более важно: университет будет осуществлять сопровождение аспиранта от его предзащиты после выпуска до самого представления диссертации в диссертационный совет, порядок которого в данный момент готовится в правительстве РФ.

Когда человек с готовой диссертацией заканчивает аспирантуру в июле и после отчисления теряет статус аспиранта, как его довести до защиты осенью? Теперь этот вопрос будет урегулирован на законодательном уровне.

Сохраняется надежда, что команда Минобрнауки и Правительства РФ быстро отработает нормативную базу, и к сентябрю мы уже получим новый порядок подготовки и порядок осуществления контроля, как и остальные нормативные акты, регламентирующие деятельность новой аспирантуры 4.0.

Аспиранты нового формата

– Какие задачи стоят сегодня перед нашей аспирантурой?

Задачи нам сегодня ставит сама жизнь, вернее, стремительно меняющийся и развивающийся мир. Ещё вчера мы говорили о проблемах оттока талантливой молодежи из науки и отсутствия стимулов получения ученой степени, а сегодня, как отметил президент РФ, уже «каждый десятый студент готов выбрать научную карьеру».


Именно для такого мотивированного студента необходимо выстраивать непрерывный трек его подготовки как молодого исследователя, начиная с магистратуры через аспирантуру и защиту кандидатской диссертации до закрепления в научной организации или университете. Поэтому задача номер один: разработка интегрированных программ «исследовательская магистратура – аспирантура».

В российских вузах, включая ведущие вузы, крайне недостаточное количество молодых докторов наук, это ограничивает перспективы развития науки и качество образования в целом. Создание позиций постдоков, конкурентоспособных на мировом рынке, позволит увеличить долю молодых перспективных исследователей, а также долю молодых докторов наук, защитивших диссертации до 39 лет. Отсюда задача номер два: обеспечить аспирантам, ориентированным на защиту диссертации и карьеру исследователя, целевую подготовку на уровне современных мировых стандартов в области фундаментальных и прикладных научных исследований и в высокотехнологичных отраслях экономики.

 Какие действия необходимо предпринять, чтобы решить поставленные задачи?

Для этого необходимо уже сегодня интенсивно выводить аспирантуру на новый уровень за счёт кооперации с организациями научно-образовательного комплекса Томска, другими ведущими вузами и научными центрами, в том числе и зарубежными. Что и предполагает реализация проекта общей аспирантуры Большого Томского университета.


Только представьте себе, что, например, аспирантское сообщество биологов, материаловедов, химиков, медиков, программистов Томска одновременно сможет слушать открытую лекцию большого ученого по биомедицинской инженерии или обсуждать на общей коммуникативной площадке возможность междисциплинарности своих исследований.

Напомню, в декабре 2020 года были подписаны соглашения об открытии первых 16 аспирантских школах Томского консорциума, организованных совместными научными коллективами и исследовательскими группами.

Аспиранты такой школы смогут проводить свои исследования в коллективе маститых ученых, получат возможность участия в выполнении работ по проектам и финансовую поддержку, доступ и возможность пользоваться разветвлённой научной инфраструктурой, что, безусловно, повысит уровень экспертной оценки работы молодых исследователей, возрастёт ответственность научного руководителя.

Общаясь с разными учёными, аспирант и сам быстрее станет частью большого научного сообщества, впитывая его культуру. Более того, в случае междисциплинарных исследований появляется возможность подготовки диссертаций под двойным научным руководством, когда, например, один руководитель – из университета, второй – из академического института, причем, институт имеет современное научное оборудование, приборы, экспериментальную установку. Уровень исследований и качество подготовки диссертации в таких условиях значительно возрастут, поэтому для нас так важно развитие сетевой аспирантуры. Каждый университет и институт должны привнести в неё то лучшее, что у них есть.

На мой взгляд, аспиранты Большого университета получат большие возможности для построения успешной научной карьеры, что сделает томскую аспирантуру привлекательной не только для россиян, но и для молодых учёных из разных стран.

Интервью также опубликовано в газете ТГУ «Alma Mater»