– Parli l’italiano? – Parlo russo.

8 Июня 2015

Преподаватель филологического факультета Татьяна Банкова месяц провела в Неаполе, где готовила итальянских студентов к сдаче сертификационного экзамена по русскому языку. О том, зачем итальянцы учат русский и чем занимаются в свободное от учебы время, Татьяна Борисовна рассказала нам.

С Неаполитанским университетом Л’Ориентале филфак ТГУ дружит уже довольно давно – более десяти лет между университетами работает договор о сотрудничестве, они постоянно обмениваются студентами, приглашают друг к другу преподавателей. Обычно томские филологи приезжают в Италию на месяц – в течение этого времени проводят занятия у итальянских студентов. Так ездила и Татьяна Банкова, но в этот раз она отправилась в Неаполь с другой целью.

Неаполитанские студенты готовились сдавать сертификационный экзамен по русскому языку. Такие экзамены проходят ежегодно, но в этом году итальянская сторона пригласила русского преподавателя для подготовки студентов к сдаче экзамена.

Татьяна Банкова приехала в Неаполь по университетской программе «Мобильность ученых». Каждый день в течение четырех часов филолог занималась с итальянскими студентами в классе, а потом практически весь вечер проверяла их домашние работы. Занятия велись в Русском центре – итальянском уголке русского языка с российским гербом и портретами русских классиков на стенах. Студентами томского преподавателя были не только непосредственно учащиеся университета, но и другие желающие получить сертификат на знание русского – люди разного возраста и разных специальностей.

– Некоторые выучили язык самостоятельно, по учебникам, с помощью интернета, – удивляется Татьяна Борисовна. – Я спрашивала: зачем вам это? Некоторые отвечали: любим Россию, русский язык, русскую литературу. Это приятно.

Потомки эмигрантов

В Неаполе есть ассоциация «Максим Горький» – сообщество потомков русских эмигрантов, поселившихся в Италии после революции 1917 года или во время Второй мировой войны, и просто любителей России. Некоторые из учеников были вот таким потомками. Например, студент Алессандро, по специальности строитель. Его бабушка встретилась со своим будущим мужем в концлагере и уехала в Италию. Алессандро бабушку свою никогда не видел – она умерла до его рождения, но русский язык выучил, нашел русских родственников и теперь мечтает приехать в Томск.

– Он по-русски говорит очень хорошо, это как будто у него в крови, – рассказывает про Алессандро Татьяна Борисовна.

Студента по имени Винченцо Татьяна Борисовна называет «фанатом России» – занятия велись накануне 9 Мая, и Винченцо непременно хотелось где-нибудь раздобыть Георгиевскую ленточку, чтобы ходить с ней по Неаполю. А самая старшая студентка на курсах, 70-летняя Рената, перед отъездом Татьяны Борисовны подарила ей книгу.

– Когда мы прощались после занятий, она принесла мне пакетик и говорит: «Ну что я могла подарить преподавателю русского языка? Только книгу. Это мой любимый сборник, я много стихов отсюда знаю наизусть, вот, дарю вам», – рассказывает Татьяна Борисовна. – Я беру этот пакетик, прихожу домой, распаковываю, и что я вижу? Называется книга «Ходики дождя» нашего, томского поэта Николая Хоничева! А там – и Университетская роща, и Елань, в общем, Родина. Жарким неаполитанским вечером вот все и соединилось.

Записки из сумасшедшего дома

В первый день командировки Татьяны Банковой в Неаполь была Пасха. В этот день она попала на празднование в одно из самых важных для итальянских студентов место – здание бывшей психбольницы.

Строение это находится в бедном районе Неаполя. Когда-то здесь была тюрьма, потом – сумасшедший дом, а сейчас строение пустует. Огромная площадь с большим садом. Неаполитанские студенты начали делать здесь своими силами ремонт, разбили футбольное поле для местной детворы.

– Им деньги за это не платят, это их такоедело, – рассказывает Татьяна Банкова. – Студент философского факультета по имени Маттео провел мне экскурсию, водил по камерам, в которых сидели сумасшедшие. А там стены исписаны карандашом – стихи человека, который пытался через эти записи остаться нормальным. Скорее всего. Крик исстрадавшейся души. И когда мы уходили, студенты спросили: что нам еще можно сделать? Я им посоветовала переписать записки на стенах и издать их.

Сейчас итальянские студенты пытаются договориться с муниципалитетом, чтобы это здание передали им в аренду, или сделали что-то еще, но не выгоняли волонтеров с территории. Они продолжают все обустраивать, по очереди остаются ночевать, чтобы никто не испортил то, что уже сделано.

– Причем, знаете, если посмотришь на них со стороны, подумаешь: какие-то «левые», неформалы. Их внешний вид не вписывается в наши представления о «нормальности». Но это люди, которые там живут, спят, убирают. Созидают, – отмечает Татьяна Банкова.

Томск – это мечта

После месяца занятий Татьяна Банкова провела среди своих учеников сертификационный экзамен, собрала результаты и привезла их на проверку томским коллегам. Результаты оказались впечатляющими: многие итальянцы получили высокий балл.

Русский язык в Неаполе, кажется, становится все популярнее. На курс по нему записались уже 250 человек. Татьяна Борисовна связывает этот «бум» русского языка именно с популярностью ТГУ среди студентов – для многих поездка в Томск – это мечта, которая может осуществиться, если только усиленно работать. Конкурс на поездку в Томск в Неаполе большой (по договору между ТГУ и Неаполитанским университетом вузы обмениваются студентами). Некоторые итальянцы приезжают в Сибирь даже за свои деньги.

– Они очень трепетно относятся к нам и нашей программе включенного обучения, – отмечает Татьяна Борисовна. – Наши преподаватели, которые работают с итальянскими студентами, вкладывают в это душу. И поэтому там великий конкурс на поездку в Томск.

Среди студентов, которых Татьяна Борисовна готовила к сертифицированному экзамену, был и тот, который по программе обмена приедет этой осенью из Неаполя в ТГУ. То, что он выиграл конкурс на поездку в Россию, в Томск, возлагало на Андриано дополнительную ответственность, и он волновался, что не очень хорошо сдаст экзамен.

– Он говорил: «Я же должен, когда приеду, показать уровень, что я не просто выиграл, а ВЫИГРАЛ», – рассказывает Татьяна Банкова. – А когда он узнал, что за некоторые субтесты получил больше 90 баллов, написал мне: «Это моя победа, и это победа над собой».