Слово ректору:

15 Июля 2015

Для большинства учащихся и работающих в университете эта «маленькая жизнь» начинается только с начала июля. И редко кто проживает её в праздности, несмотря на двухмесячные каникулы и столь же продолжительный отпуск. Такова специфика образа жизни людей, имеющих статус «студенты» или «вузовские преподаватели». Именно об этом я думал, когда 25 июня вместе с Иваном Григорьевичем Кляйном и некоторыми ветеранами стройотрядовского движения торжественно открывал 46-й сезон «Голубой стрелы» - отряда проводников железнодорожного транспорта. Его составили 113 томских студентов, большинство из которых – это студенты ТГУ. Для того, чтобы так нескучно и с пользой провести лето, им пришлось в учебном году пройти ряд серьезных испытаний, включая специальную медицинскую комиссию, волонтёрство на нескольких мероприятиях и  обучение на курсах по специальности «Проводник пассажирского вагона». И вот теперь – счастливые и красивые – они отправились работать в Томское и Московское депо на сервисное обслуживание рейсов по нескольким направлениям. 

Провожая наших студентов в летний трудовой семестр, мы вспоминали себя в их годы.  Иван Григорьевич несколько сезонов подряд сам был бойцом стройотряда. У меня хоть и не было именно такого опыта, но работал я с первого курса. Как известно, есть два вида деятельности, в которых студенты достигают особого мастерства: «сторожевая» и разгрузочно-погрузочная. В моём случае к этим двум иногда добавлялась еще и третья – музыкально-исполнительская. Таким образом, имелись все условия для гармоничного развития личности: во время ночной охраны объектов можно было вволю рефлексировать о главном и насущном; разгружая вагоны с арбузами или мешками с зерном – тренировать мышцы; а играя на клавишных  - оттачивать слух и ритм. И всем этим приходилось заниматься не только летом, но, фактически, круглый год, сочетая работу с учебой в университете. Стройотрядовцы же, ко всему прочему, получали летом еще и бесценный опыт коллективной деятельности и переживания за общее дело. Очень многие люди, прошедшие эту школу жизни, получили опыт лидерства и, благодаря этому, стали потом настоящими руководителями. 

Рассуждая сегодня о молодых, мы часто говорим об их «клиповом мышлении», пристрастии к социальным сетям и компьютерным играм. Нам они кажутся излишне легкомысленными и инфантильными. И вот, пожалуйста: два месяца по-настоящему нелегкой и очень ответственной работы. И отвечать придётся не только за себя, но и за других людей – пассажиров поездов. Поэтому труд проводников связан не только с большими физическими, но и нервными нагрузками. Но есть в этом деле и вторая сторона медали – возможность попутешествовать, посмотреть страну, встретиться с новыми людьми, получить незабываемые впечатления и опыт. И ради этого наши студенты добровольно идут в «Голубую стрелу» или едут за рубеж по программе “Work and travel”. Мы должны приветствовать такое стремление хотя бы потому, что во время летнего трудового семестра социализация молодых людей происходит значительно быстрее и качественнее, чем в течение учебного года. После этого они возвращаются в университет уже другими – взрослыми – людьми, начинающими более серьезно относиться и к своей учебе. 

У всех свой формат проведения летнего отпуска. Те, кому пришлось весь год учиться или работать, преимущественно, на одном месте, - стремятся поехать куда-нибудь подальше. И наоборот, тем, кто наездился по дальним командировкам и стажировкам, хочется от них отдохнуть. Я, например, хотел бы этим летом побывать на Байкале, чтобы пожить на природе, подумать о жизни, прочитать книги о науке и «для души». Ведь в обычной повседневной жизни на такую роскошь не хватает ни времени, ни сил. Не важно, где именно и как человек проводит свой отпуск. Можно вообще никуда не уезжать. Главное – это результат, заключающийся в полной эмоциональной перезагрузке. А вот то, вследствие чего она наступает, каждый должен знать про себя сам. Кому-то нужно кардинально поменять окружающий контекст университетского Томска на шум европейской столицы или безмолвие горной вершины, а кому-то достаточно поездить по родному городу на велосипеде или погрузиться в чтение художественной литературы. 

Благо, почти двухмесячный преподавательский отпуск позволяет перезагрузиться по полной. Но, к сожалению, не все преподаватели позволяют это сами себе. Кто-то просто не может остановиться и продолжает работать до упора и в отпускное время. Безусловно, сочетать в учебном году преподавательскую и исследовательскую работу очень трудно. На статьи, и монографии, как правило, времени не хватает. Вот и получается, что многие научно-педагогические работники тратят почти весь свой отпуск на завершение дел прошедшего учебного года и подготовку к будущему. Это неправильно: таким образом они загоняют себя в замкнутый круг хронической усталости и неизбежного профессионального выгорания. Чтобы не допустить этого, необходимо отдыхать и делать это с удовольствием. Желаю всем университетским коллегам в полной мере воспользоваться своими отпускными возможностями, чтобы с новыми силами с 1 сентября взяться за любимую работу!