Инструкция для иммунитета

15 Июля 2015

Участники международного медицинского конгресса, прошедшего на днях в Томском государственном университете, обсудили наиболее актуальные вопросы, касающиеся предотвращения и лечения онкологических заболеваний. Одним из них является эффективность противораковой терапии.

Несмотря на то, что ученые всего мира создают все новые препараты, их воздействие зачастую не дает желаемого результата и спасти больного не удается. Почему это происходит и какие подходы в лечении могут дать максимальный эффект, выясняют ученые междисциплинарной лаборатории трансляционной молекулярной и клеточной биомедицины.

– Нужно отметить, что злокачественные клетки очень умные и коварные, – говорит руководитель лаборатории ТГУ, профессор медицинского факультета Гейдельбергского университета (Германия), Юлия Кжышковска. – Они ускоряют свое губительное воздействие тем, что программируют иммунную систему человека на взаимодействие. Для того, чтобы противостоять этим процессам, нужно хорошо понимать молекулярные механизмы внутриопухолевых клеточных взаимодействий. Если нет этого понимания, то можно пойти в лечении по неправильному пути и усугубить состояние больного.

Например, наши исследования показывают, что при раке груди до 50 процентов опухолевой массы составляют на самом деле не опухолевые клетки, а макрофаги (ключевые клетки врожденного иммунитета, контролирующие как воспалительные процессы, так и процессы регенерации и иммунологической толерантности. И когда врачи пытаются выключать сигнальные пути в опухолевых клетках, они забывают о том, что там есть макрофаги, мало того, уже измененного фенотипа, который сам по себе способствует росту опухоли. Даже если убить отдельные опухолевые клетки, то те, которые остались, воспользуются этим ресурсом и станет еще хуже.

Подобные исследования были проведены на мышиной модели рака простаты. Исследователи пытались изобрести вакцину против этого заболевания. В первый момент она вроде бы срабатывает, но потом заболевание вспыхивает с новой силой. То есть оставшиеся клетки обладают еще более злокачественным потенциалом.

Аналогичный подход на Западе был использован и к меланоме. Придумали новый терапевтический агент, благодаря которому в первый момент меланома практически исчезает, но потом оставшиеся клетки дают такую вспышку заболевания, что человек в течение нескольких недель практически зарастает опухолью и погибает. То есть существующие лекарства практически никогда не могут «выключить» все раковые клетки.

– Эту проблему можно решить только системно, – говорит профессор Юлия Кжышковска. – Необходимо не только придумывать новые эффективные терапевтические агенты, убивающие раковые клетки, но нужно заставлять иммунную систему сотрудничать с данным терапевтическим агентом. Это задача нашей лаборатории в ТГУ, которую мы решаем совместно с учеными из Томского НИИ онкологии. Например, только часть онкологических пациентов отвечает на химиотерапию, в то время как для пациентов, устойчивых к ней, может быть упущено время для оперативного вмешательства. Нашей задачей является программирование функциональной активности иммунных клеток внутри опухоли для сотрудничества с любым типом терапии, будь то лучевая, химическая антительная или генная. Именно этому вопросу посвящены исследования нашей лаборатории. Их результаты лягут в основу инновационных высокоэффективных методов лечения онкологических заболеваний. Более того, нами будут разработаны персонифицированные алгоритмы для оптимизации схем терапии для каждого отдельного пациента на основе комбинации иммунологических и генетических биомаркеров.  

Для справки:

Международная междисциплинарная лаборатория трансляционной молекулярной и клеточной биомедицины создана на базе Центра высоких технологий в области медицины ТГУ.

Цели Центра связаны с решением глобальных научных задач в области медицины и направлены на разработку инновационных подходов профилактики, ранней диагностики, эффективной терапии и нахождении общего пути спасения человечества от социально значимых заболеваний на основе фундаментальных научных достижений.