Увидеть связи между «человеками», «нечеловеками» и гибридами

23 Июля 2015

В Болгарии прошла летняя школа «Антропология науки и больших технических систем: идентичность ученых и инженеров», организованная кафедрой прикладной и институциональной социологии Пловдивского университета (ПУ) «Паисий Гилендарский» при поддержке Европейской ассоциации исследований науки и технологий (EASST) и активном участии сотрудников Лаборатории социально-антропологических исследований (ЛСАИ) Томского государственного университета.

12 студентов-лаборантов ЛСАИ приняли участие в этом мероприятии, которое впервые за свою 15-летнюю историю стало международным. Главными организаторами школы с российско-болгарской стороны выступили Иван Чалаков (заведующий кафедрой прикладной и институциональной социологии ПУ, а также научный сотрудник ТГУ), ведущий научный сотрудник ЛСАИ Ирина Поправко и главный ассистент кафедры прикладной и институциональной социологии ПУ Тихомир Митев.

– Основной целью школы было погружение в мир ученых и инженеров, – рассказала Ирина Поправко. – Подобные исследования науки как формы жизни в западной традиции имеют достаточно длинную историю (за отправную точку в этой области исследований обычно принимается работа Бруно Латура и Стивена Вулгара «Лабораторная жизнь: конструирование научных фактов», 1979). В российской же антропологии это довольно новая тема, и томские студенты были, в каком-то смысле, первооткрывателями. В качестве объектов наблюдения были выбраны Национальная астрономическая обсерватория Рожен (предмет – наука как форма жизни) и плотина в населенном пункте Доспат (предмет – большая техническая система).

Антропологи из Томска работали вместе с болгарскими социологами. Исследования осуществлялись в командах по два человека с каждой стороны (всего было образованно 5 групп). За каждой из них закреплялся определенный «объект» изучения. Группы собирали материал, касающийся повседневной жизни обсерватории, взаимодействия астрономов с их объектами исследования (солнца, скопления звезд), а также инструментами, при

 помощи которых эти исследования осуществляются (телескопов, систем обработки данных), особенностей работы инженеров, обслуживающих телескопы.

Материал собирался на основе предварительно подготовленного инструментария – гайдов для глубинных интервью, описания артефактов, а также для семиотического анализа документов. Предварял и

 завершал полевую работу методологический семинар, на котором Иван Чалаков объяснял, как именно необходимо подходить к наблюдаемым в поле объектам и как потом анализировать собранный материал, используя аналитические категории акторно-сетевой теории. Важно было увидеть связи между «человеками» (астрономами, инженерами), «не-человеками» (телескопами, приборами обработки и анализа данных) и гибридами (телескопы, спектроскопы, филтры и т.д.), формирующих своеобразные «гетерогенные пары» (астроном Никола, его Солнце и маленький телескоп-коронограф, астроном Григор, его скопление звезд и «Шмидт»-телескоп).

– Нам очень повезло, что интервью бралось во время работы (и, к счастью, почти ей не мешало), поэтому можно было просто наблюдать в перерыве за действиями Григора Николова(астроном, сотрудник Болгарской академии наук, он постоянно живет и работает в НАО Рожен), – поделился впечатлениями лаборант ЛСАИ, студент первого курса ИФ ТГУ Иван Тюхтенев. - Григор проверял по просьбе своего коллеги спектрограф на посторонние шумы. Он делал это на протяжении двух часов, постепенно понижая, а затем, снова повышая температуру в телескопе, также он сохранял снимки с телескопа на компьютере. Когда разговор «подтормаживал», Григор проявлял инициативу, он находил занимательные изображения звезд в интернете, чтобы объяснить нам принципы работы спектроскопа и телескопа.

По итогам работы все студенты получили сертификаты. В последующие летние месяцы предстоит обработка накопленого материала, написание курсовых работ (для болгарских студентов) и антропологических эссе (для студентов-лаборантов ЛСАИ) и их защита на студенческой научной конференции осенью этого года. При поддержке гранта EASST лучшие студенческие работы будут опибликованы в собрнике на английском языке.

Добавим, что отснятый материал (так, интервью на видеокамеру фиксировала лаборант ЛСАИ, студентка четвертого курса ИФ Полина Кошкарева) ляжет в основу документального фильма, который будет выпущен по итогам летней школы.