Ученые ДВФУ обнаружили стойкие органические загрязнители в шерсти дальневосточных животных

22 Февраля 2019

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в составе международной группы токсикологов изучили образцы шерсти пяти видов дальневосточных животных и во всех обнаружили стойкие органические загрязнители (СОЗ) — химические вещества искусственного происхождения, которые устойчивы к разложению, имеют свойство накапливаться в тканях тела и потенциально несут угрозу для здоровья людей и животных. Некоторые из веществ запрещены Стокгольмской конвенцией. Статья о результатах исследования опубликована в Environmental Science and Pollution Research.

Самое большое содержание токсичных химикатов ученые обнаружили в шерсти мускусного оленя — кабарги — исчезающего вида, который занесен в Красную книгу. Между тем, как отмечено в статье, образцы шерсти оленей были получены в результате обследования погибших особей, которые, предположительно, были убиты браконьерами. Что касается высокого содержания химикатов в шерсти мускусных оленей, исследователи объяснили, что одной из причин может быть кормовой рацион животных — кабарги питаются лишайниками, которые накапливают вредные вещества, впитывая их из атмосферы.

Всего в рамках исследования было изучено 15 образцов шерсти — леопардовых котов, мускусных оленей (кабарог), амурского ежа, волка и енотовидных собак.

«В 73 процентах случаев мы нашли следы запрещенного Стокгольмской конвенцией инсектицида гексахлорбензола и производных ДДТ. В 100 процентах случаев обнаружены полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), такие как антрацен, флуорантен, пиридин и фенантрен. В природе ПАУ образуются в результате термического разложения целлюлозы, но значительная часть таких веществ — техногенного происхождения, то есть появляются в окружающей среде в результате деятельности человека. В большинстве изученных образцов шерсти мы нашли, по крайне мере, 10 из 16 видов СОЗ, наличие которых было предметом нашего исследования. Новость исследования в том, что наша международная команда нашла свидетельства накопления разных видов СОЗ в шерсти сразу пяти видов диких наземных животных», — отметил доктор биологических наук, проректор ДВФУ по научной работе Кирилл Голохваст.

Исследователи отмечают, что на глобальном уровне загрязненность веществами СОЗ возрастает, что вызывает особую озабоченность, поскольку они вредны для человека, морских животных и земных экосистем. Несмотря на то, что Стокгольмской конвенцией наложен повсеместный запрет на использование таких опасных веществ как гексахлорбензол, его продолжают находить в живых организмах по всему миру. Тысячи видов синтетических химикатов массово производились после Второй мировой войны.

Исследователи предлагают продолжить мониторинг накопления СОЗ в шерсти большего числа видов наземных млекопитающих, поскольку на сегодняшний день данные по этой теме довольно скудны.

Анализ шерсти животных, как и волос человека, отнесен учеными к легким, эффективным, а также неинвазивным и недеструктивным способам биологического мониторинга загрязненности экосистемы. Шерсть животных легко собирать, хранить и анализировать ее состав. В целях исследования ученые отобрали образцы шерсти животных, погибших в Приморье в результате дорожно-транспортных происшествий или случаев браконьерства.

Источник: Официальный сайт ДВФУ