Президент Российской
Федерации Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию
обозначил основные направления развития страны на ближайшие годы.
В сфере высшего образования, науки и технологий глава государства
отметил необходимость цифровизации учебных процессов и подготовки
современных кадров для решения крупных научно-технологических задач,
развития высокотехнологичных отраслей и реализации амбициозных
научно-технологических программ, в том числе в области генетических
исследований и искусственного интеллекта, и создания
научно-образовательных центров мирового уровня.
Перед российской высшей школой стоит задача совершенствования
образовательных программ и подготовки специалистов нового поколения,
способных обеспечить и поддержать научно-технологический прорыв. «Нам
необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах,
создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно
обеспечить широкое внедрение обновленных учебных программ на всех
уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров
для тех отраслей, которые еще только формируются», – заявил Владимир
Путин.
Ведущие российские вузы работают в этом направлении, став платформой
опережающей профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров
нового поколения, обладающих мультидисциплинарными знаниями и навыками.
Так, для решения крупных научно-технологических задач в интересах
развития отраслей науки и технологийпо приоритетам
научно-технологического развития Российской Федерации и повышения
конкурентоспособности особое внимание в университетах – участниках
Проекта 5-100 уделяется модернизации образовательных программ и
подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики,
открываются новые направления подготовки. Внедряются новые
образовательные технологии, создается цифровой обучающий контент
(онлайн-курсы, симуляторы, виртуальные лаборатории и т. д.),
осуществляется визуализация учебной информации, ведется профессиональная
подготовка и переподготовка преподавателей для работы с новыми
технологиями. При этом разработка вузами собственных проектов в области
цифрового образования позволяет, с одной стороны, улучшить качество
обучения, с другой – повысить узнаваемость университета в России и за
рубежом. Например, в ТГУ был создан Томский региональный центр
компетенций в области онлайн-обучения, который решает задачу экспертного
сопровождения – помогает преподавателям органично интегрировать
онлайн-формат в их курсы. В марте 2018 года на базе Сеченовского
Университета был открыт Институт электронного медицинского образования
(ИЭМО). Институт объединил подразделения университета, включенные в
систему электронного и симуляционного обучения, и стал единой площадкой
для всех категорий обучающихся от школьников до врачей.
В своем послании президент напомнил и об экономических задачах, на
которые стоит обратить внимание. В числе приоритетов – опережающий рост
производительности труда, прежде всего на основе новых технологий, а
также формирование конкурентоспособных отраслей и как результат –
увеличение несырьевого экспорта.
Эксперты отмечают, что одна из ключевых проблем в связке экономики и
образования – это подготовка специалистов в области высокотехнологичного
предпринимательства. Решить одну из задач современного инженерного
образования – развитие у студентов естественно-научных и технических
специальностей предпринимательского мышления, которое является важным
условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда, –
помогут российские вузы. От мастер-классов и консультаций до хакатона,
от курсов технологического предпринимательства, интегрированных в
вузовские программы, до создания программ повышения квалификации и
профессиональной переподготовки для предпринимателей, владельцев и
руководителей компаний и организаций – в ведущих российских вузах
развитию предпринимательства уделяется особое внимание. Здесь
открываются технологические кафедры и разрабатываются стандарты и методы
оценки, которые в ближайшем будущем позволят принимать у студентов
стартап-проекты вместо дипломов. Эта уникальная практика внедрена и в
ряде университетов – участников Проекта 5-100: ДВФУ, Университете ИТМО,
БФУ им. И. Канта и МФТИ. В первом из них еще в 2017 году в качестве
дипломной работы студенту засчитали бизнес-проект, ставший впоследствии
резидентом «Сколково» и привлекший инвестиции в размере 10 млн руб.
По словам президента, в России формируется колоссальный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию. «И это без преувеличения исторические возможности для качественного роста российского бизнеса, для машино- и станкостроения, микроэлектроники, ИТ-индустрии, других отраслей... Сейчас время для смелых инициатив, для создания бизнесов и производств, для продвижения новых продуктов и услуг. Причем волна технологического развития позволяет расти и завоевывать рынки очень быстро», – сказал Владимир Путин. Для обеспечения российской промышленности инновациями активно развивается сотрудничество между университетами, производственными предприятиями и технологическими компаниями.
Уделил глава государства внимание и развитию научной инфраструктуры,
отметив: «Сейчас нам предстоит осуществить новые амбициозные
научно-технологические программы. Уже подписан указ о генетических
исследованиях, такую же масштабную программу национального уровня
предлагаю запустить и в области искусственного интеллекта. К середине
следующего десятилетия мы должны войти в число лидеров по этим
научно-технологическим направлениям, которые, безусловно, будут
определять будущее всего мира и будущее России. Для реализации подобных
проектов необходимо ускорить создание продвинутой научной
инфраструктуры».
Специалисты отмечают, что идея запуска национальной программы в области
развития искусственного интеллекта актуальна и своевременна. В мире
внедрение подобных технологий, позволяющих решать широкий круг задач,
стало одним из приоритетов на уровне как коммерческих предприятий, так и
государства. В России же проведение исследований и подготовка
специалистов в этой области пока осуществляются в рамках лишь нескольких
программ и проектов. Реализуются они, в частности, и на базе вузов из
Проекта 5-100: МФТИ, Университета ИТМО, КФУ и МИФИ. Обмен опытом и
выработка совместных решений в сфере искусственного интеллекта должны
стать одной из важнейших задач для бизнеса, законодателей, научного
сообщества и государства.
В нынешнем году интеграция образования, науки и бизнеса в регионах
начнет приобретать новые формы: в России возникнут
научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), работающие на
основе современной модели развития исследований и разработок. «В течение
трех лет такие центры будут созданы в 15 субъектах Российской
Федерации, в том числе первые пять – в этом году. Три из них: в
Тюменской и Белгородской областях и в Пермском крае – находятся в
высокой степени готовности и в этом году должны быть запущены», – заявил
Владимир Путин.
Как сообщило Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации, НОЦ – это объединение образовательных организаций высшего
образования и научных организаций (без образования юридического лица)
вне зависимости от их ведомственной принадлежности с организациями
реального сектора экономики, проводящих научные исследования и
разработки мирового уровня.
При этом среди ключевых целей НОЦ Минобрнауки России выделяет создание
комфортных условий для обеспечения исследований и разработок мирового
уровня, получения новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их
коммерциализации, подготовки кадров для решения крупных
научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и
технологий по приоритетам научно-технических разработок.
Отметим, что 7 мая 2018 года Президент Российской Федерации Владимир
Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом поставлена
задача по созданию не менее 15 научно-образовательных центров мирового
уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их
кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.
Создание 15 НОЦ запланировано в рамках реализации национального проекта
«Наука», разработанного во исполнение майского указа, оно пройдет на
конкурсной основе и будет реализовываться поэтапно: по пять НОЦ
планируется создать в 2019, 2020 и 2021 годах.
В паспорте нацпроекта «Наука» указано, что результатами создания НОЦ станут разработка технологий, продуктов, услуг для не менее 250 крупных или средних российских компаний; обучение не менее 10 000 специалистов по разработанным в центрах образовательным программам; увеличение объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных средств компаний – участников НОЦ не менее чем в два раза к 2024 году.
Источник: Официальный сайт Проекта 5-100