Вопросы детского развития

Международный центр исследований развития человека ТГУ 9 ноября впервые провел необычный семинар, на котором русские и зарубежные ученые вместе с сотрудниками городских детских садов обсудили проблемы взаимодействия «теоретиков» и «практиков» дошкольного образования.

Официальное название международного семинара – «Разработка и апробация программ раннего детского развития: теоретические основания, опыт и результаты апробации». В нем приняли участие профессора Юлия Ковас, Ольга Богданова, Сергей Малых, Мишель Буаван, Ирина Новицкая, представляющие Международный центр исследований развития человека, зарубежные гости – исследователи и аспиранты из Великобритании, главный специалист отдела развития Департамента образования администрации Томска Татьяна Никитина, и сотрудники детских садов – университетских (№ 49 и № 113), северского (№ 47), детсада СибГМУ (№ 90), томских (№№ 73, 53, 40, 9, 100).

Программа семинара состояла из нескольких частей. Прежде всего, организаторы познакомили участников друг с другом и подробнее рассказали о структуре, целях и задачах, проектах Международного центраисследований развития человека. Следуя свой миссии, которая заключается в получении и внедрении новых знаний о развитии человека, которые позволяют обеспечивать позитивное развитие на всех этапах жизни, Центр одновременно ведет несколько уникальных проектов. Это и Российский школьный близнецовый регистр, и лонгитюдное исследование раннего развития, образовательная программа «Мышонок и его друзья», и т.д. Главной целью Центра является получение точного научного знания о развитии человека и его популяризация: как выяснилось из обсуждения, эта проблема имеет глобальный характер.

– Действительно, за последние двадцать лет знания о детском развитии очень сильно увеличились во всем мире, – говорит Мишель Буаван. – Но при этом они никак не применяются в реальной жизни. Например, есть прекрасные образовательные программы, которые внедрены, апробированы и показали хорошие результаты, но распространяются не они, а другие, выбранные по неизвестным критериям. Разрыв между наукой и практическим применением остается огромным практически во всех странах.

– Если говорить о России, у нас дело не в отсутствии исследований и ученых, а в том, что разрушена система сбора данных, исчезла преемственность, связь науки и практики, – заметил Сергей Малых. – Поэтому очень важно, что наш исследовательский центр, получая фундаментальные знания, внедряет их в практическую деятельность, несет реальную пользу людям.

Во второй части семинара сотрудники детских садов рассказали о своих учреждениях, поделились опытом участия в реализации авторских образовательных программ, опытом сотрудничества с университетами. Заведующая детским садом № 49 Лариса Руденок и воспитательницы детсада презентовали участникам образовательную программу «Мышонок и его друзья», направленную на развитие социальных, эмоциональных навыков и навыков самоконтроля, которая реализуется на базе ДОУ при участии Международного центра исследований развития человека.