Университет как центр взаимодействия

17 Сентября 2015

Специалисты Высшей школы экономики провели в стенах Томского государственного университета обучение по двум программам повышения квалификации: «Проектирование современных программ магистратуры международного уровня» и «Управление образовательными программами».

Обучение по каждой из тем продолжалось в течение недели. В рамках семинара «Проектирование современных программ магистратуры международного уровня» специалисты ТГУ вместе с коллегами из ВШЭ работали над тремя магистерскими и одной бакалаврской образовательными программами. Вместе они пытались понять, как в проектировании новой программы могут участвовать студенты, как она должна учитывать их образовательные потребности.

– Это оказалась сложная работа: когда нужно представить себе образовательную программу от постановки цели до внятного описания результата и того, в каких формах и с помощью каких средств мы сможем прийти к этому результату, как в этом будут участвовать студенты, – рассказывает директор центра развития качества образования Ольга Калачикова.

В конце обучения томские разработчики представили коллегам из ВШЭ четыре образовательных программы, одна из которых начала проектироваться непосредственно во время семинара. Она называется «Siberian and Russian Studies» и, возможно, начнет работать уже в начале следующего учебного года. Именно эта программа вызвала наибольший интерес у преподавателей ВШЭ.

– Ректор Эдуард Владимирович Галажинский, которому были представлены проектные работы участников программы ПК, отметил, что университет очень нуждается в таких программах, которые проявляют потенциал научных школ ТГУ и при этом интересны и востребованы студентами и работодателями. Ректор поддержал проектный замысел по созданию программы «Siberian and Russian Studies», отметив, что наш регион занимает особое место на карте России и мира – это место встречи европейской и азиатской культур, что, несомненно, несет потенциал развития и для университета. Сейчас к Сибири проявляют большой интерес и экономические, и научные партнеры. И университет становится центром такого взаимодействия. Поэтому нужны специалисты, которые знают особенности региона и программы, где этому можно учиться, – отмечает Ольга Калачикова.

Тема второго семинара: управление образовательной деятельностью вуза. Специалисты ВШЭ рассказали о современных подходах к управлению образовательной деятельностью вуза, апробированных ими в собственной практике. По мнению экспертов, обеспечению конкурентоспособности и гибкости в управлении способствует повышенное внимание к управлению образовательными программами вуза, к процессам их проектирования, реализации, к механизмам выработки собственных образовательных стандартов.

– Главное для управления – обеспечить уникальность и привлекательность образовательных программ вуза. Основная цель – чтобы самые передовые научные разработки быстро переходили в образовательный контент, а самые продуктивные и творческие преподаватели имели возможность предлагать и реализовывать свои образовательные предложения. Управление гибко сочетает обеспечивающую и регулирующую функции. Поэтому главными субъектами образовательной деятельности становятся руководители образовательных программ, а главной компетенцией преподавателя – умение создавать образовательные программы, которые востребованы студентами и работодателями, – говорит Ольга Калачикова.

В ТГУ также происходит движение в этом направлении. Например, уже несколько лет институт дистанционного образования организует конкурсы на разработку образовательных программ и учебно-методического обеспечения к ним. В ТГУ успешно развивается электронная образовательная среда, которая тоже является условием для эффективного управления образовательными программами. В этом году появилась площадка, где преподаватели осваивают практику разработки востребованных учебных курсов – проект «Кампусные курсы ТГУ». Здесь управление университетом отрабатывает механизмы управления, основанные на прямом взаимодействии с разработчиками программ

Добавим, университеты, входящие в топ-15 российских вузов, часто делятся между собой успешными практиками, чтобы найти новые инструменты повышения конкурентоспособности. Так в июне сотрудники ТГУ участвовали в семинаре-конференции Проекта 5-100 в Казани, где обсудили сложности, возникающие при продвижении результатов интеллектуальной деятельности на мировом уровне.