Юлия Осаченко: ядро бакалавриата сформирует идентичность студентов ТГУ

7 Марта 2018

С сентября 2018 года на четырех факультетах ТГУ – журналистики, историческом, философском и в Институте искусств и культуры – в рамках пилотного проекта запускается экспериментальный образовательный блок «Образовательное ядро бакалавриата». По идее разработчиков, ядро – это обязательная программа, направленная на формирование фундаментальных интеллектуальных и деятельностных навыков: критического и системного мышления, коммуникативной эффективности, проектной деятельности, командной работы. Основой первых двух лет обучения будут общие модули, дисциплины и курсы, но предполагается и некоторая вариативность.

Вместе с менеджером проекта, доцентом философского факультета Юлией Осаченко рассказываем, как участники проектной группы видят изменения в обучении, зачем необходимо вводить ядро бакалавриата, как это будет работать и что даст студентам.

1. Что такое ядро бакалавриата?

Ядро (core) существует во многих зарубежных вузах. В некоторых его составляют обязательные для всех направлений подготовки курсы или модули. В других случаях общими являются курсы для определенного направления подготовки, например, для всех физиков или всех филологов.

Ядро Колумбийского университета в Нью-Йорке или Чикагского университета основано на идее, что образовательный процесс всех студентов бакалавриата, независимо от профессиональной специализации, направлен на развитие их разума, расширение их горизонтов, формирование интеллекта и умения, насколько это возможно, ясно мыслить. В Чикагском университете ядро существует уже 90 лет, и за это время оно трижды модифицировалось.

Нам близка мысль профессора университета Чикаго Файерфокса: «Если что-то и определяет идентичность университета Чикаго, так это серьезное отношение к идеям и мышлению поверх дисциплинарных границ». Под идентичностью понимается некоторая общность базовых ценностей, установок, внутренней мотивации, которая не зависит от направления профессиональной подготовки, – говорит Юлия Осаченко.

Ядро – это общее основание, фундамент, над которым надстраиваются профессиональные компетенции. В каждом университете оно разное и направлено на то, чтобы сформировать идентичность студентов именно этого вуза.

Это значит, что если ты закончил MIT, Чикагский университет или Смольный, ты «одной крови» со всеми их выпускниками. Вы можете разговаривать на одном языке, у вас есть общий бэкграунд, общие сформировавшиеся установки, общее понимание каких-то ключевых культурных трендов, направлений исследований, – объясняет менеджер проекта.

У советских университетов тоже было свое ядро, но идеологизированное. Его составляли курсы по диалектическому материализму, политэкономии, научному коммунизму и так далее. Эти дисциплины изучали все студенты, вне зависимости от специализации.

Мы хотим построить ядро на иной основе – на ценностях ТГУ, отталкиваясь от образа бакалавра, от тех образовательных результатов, которые, как все мы интуитивно ощущаем, имеются в той или иной степени у всех выпускников ТГУ. Это то, что отличает нашего выпускника от выпускников других вузов. И, по нашей мысли, это как раз осмысляющее мышление, умение анализировать, критически оценивать информацию. Наша задача – заложить принципы, разработать подходы, образовательные методы и технологии системной постановки этих компетенций в самом истоке студенческого пути, – добавляет Юлия Осаченко.

2. Как это будет выглядеть?

Ядро бакалавриата ТГУ, по замыслу разработчиков, будет состоять из двух крупных блоков: «Картины мира» и «Критическое мышление и письмо (прикладная логика, философия, риторика)». Блок «Картины мира», в свою очередь, состоит из четырех проблемно-тематических блоков (треков): «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Арт-практики (Художественный мир)».

1 семестр – вводный, навигационный.

Задачи этого этапа – знакомство с картинами мира, системами представлений о реальности, ее границах, среде, иерархии элементов, закрепленных в языке, с теми базовыми представлениями о мире, которые сформировались в различных парадигмах. По «Картинам мира» будут проходить лекции, но не стандартные. Делается упор на интерактивное обучение, поэтому лекции могут быть в виде вопросов и ответов, лекции с запланированными ошибками и другие формы.

Работа в блоке «Критическое мышление» предполагает, что студенты будут проходить тренинги, работать в группах, причем –межфакультетских. Бакалавры будут вести дискуссии, осваивая материал блока «Картины мира», напишут рефлексивные эссе, освоят навыки аргументации, проблематизации, аналитики. Таким образом, будут заложены основы для дальнейшего формирования междисциплинарных команд.

2 и 3 семестр – пробные действия.

Каждый студент выберет один из четырех проблемно-тематических треков «Картины мира» и подготовит по ней проект в команде. Проектные линии будут вести мастера – преподаватели университета или практики.

Например, студенты-журналисты в блоке «Природа» могут стать научными журналистами и на основе работы какого-нибудь института из Академгородка подготовить материал вместе с культурологами или философами, – поясняет Юлия Осаченко.

Параллельно с проектной работой во втором семестре в блоке «Критического мышление» начинается чтение «Великих книг», посвященных «Картинам мира». Список «Великих книг» небольшой – их всего восемь, по две на каждую тему. Но это труды, в которых осмысляются основания парадигм «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Художественный мир». Например, небольшой, но актуальный текст Алана Тьюринга «Могут ли машины мыслить?» – в списке темы «Технический и цифровой мир».

Традиционная философия, как ее преподают, в основном читается в отрыве от реальной профессиональной практики и личностной истории. А тут люди могут начать понимать, для чего это вообще нужно, что Платон – это не просто абстрактный «миф о пещере», а что это имеет отношение к современной системе политических представлений о демократии, к системе представлений о виртуальной реальности, и что фильм «Матрица» может быть иллюстрацией к той самой платоновской пещере, – отмечает доцент ФсФ.

Планируется, что в течение семестра студент читает только две «великих книги» – в соответствии с темой, по которой он готовит проект. Остальные шесть – задание на лето, их бакалавр должен прочитать перед началом третьего семестра.

4 семестр –междисциплинарный полигон, практикум на самоопределение.

В течение этого семестра пройдут три трехдневных интенсивных сессии.

Первая – аналитическая: студенты будут работать с актуальными современными проблемами в междисциплинарных командах. Вторая – проектная. Во время третьей «трехдневки» бакалавры должны будут представить и защитить итоговый командный продукт. Они могут защищать какой-то проект или свои взгляды, мысли о том, чем хотят в дальнейшем заниматься. Это может быть и образовательная модель, ведь проект образовательного ядра бакалавриата – пилотный, возможно, сами студенты предложат идеи для его усовершенствования.

Четвертый семестр – своего рода экзамен за все ядро, когда бакалавры показывают, что на самом деле владеют навыками системного и критического мышления, могут работать в команде, готовы к эффективным коммуникативным взаимодействиям. И тем самым могут дальше шагать осознанно, выбирать свою образовательную и профессиональную траекторию, – говорит Юлия Осаченко.

3. Главная цель ядра – развитие критического и системного мышления.

По мнению разработчиков проекта, развитие критического и системного мышления – это «мета-компетенции», которые позволят ориентироваться в современном информационном пространстве.

В современном мире к любой информации необходимо относиться критично, уметь задавать содержательные, внятные вопросы, классифицировать, отличать фейк от факта, валидную информацию от инвалидной, – подчеркивает Юлия Осаченко. – Понимать, какой вывод можно сделать и какое решение на основе этого вывода принять. Это критическое мышление. А системное – это умение видеть некие целостности, понимать, как они складываются из элементов и как связаны со средой.

Критическое и системное мышление должны друг друга дополнять, чтобы человек мог сформировать наиболее полную картину мира. В то же время это основа любой исследовательской деятельности.

Разработчики отмечают, что способность критически и системно мыслить должна стать основной всего образовательного процесса. Если студент будет более осмысленно относиться к информации, анализировать ее, он сможет более ответственно подойти к учебе и формировать свою собственную образовательную траекторию. В ядре бакалавриата формированию индивидуальной образовательной траектории способствует и выбор «Картины мира» во 2 семестре:

Если мы с самого начала «оснастим» нашего бакалавра умением осмысленно относиться к любой информации, мы даем ему возможность самоопределиться. Студенты должны быть активными субъектами образовательного процесса, а не пассивными, не нашпигованными информацией, которая вызывает у них скуку и отторжение. Они сами выбирают, и их выбор обусловлен интересом, – говорит Юлия Станиславовна.

4. Зачем это нужно ТГУ?

Выпускник ТГУ – это развитая личность, способная действовать поверх профессиональных компетенций. Эту формулу вы наверняка видели на слайдах презентаций, читали уже в наших материалах и дорожной карте и, может, почти запомнили. Введение ядра бакалавриата – одно из решений для поддержки этой формулы.

Есть и более глубокая причина. Если мы – Томский государственный университет – позиционируем себя не только на российском, но и на международном уровне, мы должны понять, в чем состоит наша идентичность, особенность, что отличает нас от других университетов.

Это отличие содержится в главных идеях ядра бакалавриата – развитие критического мышления, широкая картина мира, командная междисциплинарная работа.

12 марта в 16:30 в малом зале Научной библиотеки ТГУ состоится открытый семинар, посвященный введению ядра бакалавриата. Приглашаем принять участие в обсуждении всех, кто неравнодушен к развитию университета.